Справочная информация:  
Главная - Дипломные работы, выпускные квалификационные работы, дипломные проекты, дипломы MBA, диссертации, курсовые работы, рефераты, отчеты по практике на заказ
Условия
Услуги
Стоимость
Прайс-лист
Способы оплаты
(495) 772-08-16 Москва
(812) 953-61-55 Санкт-Петербург
(8622) 95-57-82 Сочи
(863) 275-84-86 Ростов-на-Дону
(919) 993-83-30 Тюмень
(916) 814-41-53 Регионы
Коллектив Образцы работ Контакты Вакансии Наши клиенты  
 
 



        Обратный звонок  

Ваше имя*
Город*
Телефон*  
E-mail
Тематика разговора*


     

* - Поля, обязательные для заполнения


        Каталог готовых работ

Анализ хозяйственной деятельности
Аудит
Банковское дело
Бухгалтерский учет
Городской кадастр, землеустройство
Государственное муниципальное управление
Государственное муниципальное управлениеПовышение эффективности деятельности местных органов власти по управлени
Гражданское право
Земельное право
История
Конституционное право
Криминалистика
Логистика
Маркетинг
Международные стандарты финансовой отчетности
Менеджмент организации
Педагогика
Право
Психология
Социальная работа
Спортивный менеджмент
Статистика
Трудовое право
Туризм
Уголовное право
Уголовный процесс
Управление персоналом
Управление проектом
Физическая реабилитация
Финансовое право
Финансовый менеджмент
Финансы и кредит
Экономика и управление на предприятии
Юриспруденция


        Информация

Как заказать дипломную работу в Мурманске?

С нового учебного года Вы можете заказать дипломную работу в Мурманске. Необходимо всего лишь заполнить бланк заказа на нашем сайте и дождаться ответа специалиста службы приема и обработки заказов.



Размещение рекламы

По вопросам размещения рекламы обращайтесь по контактным телефонам (495)772-08-16, (812)953-61-55

 

Историческая эволюция административно-территориального деления России с XVII века


Код работы: 4338
Тип работы: Курсовая работа
Название темы: Историческая эволюция административно-территориального деления России с XVII века
Предмет: Юриспруденция
Основные понятия: Курсовая
Количество страниц: 60
Стоимость: 950

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1.История эволюции территориального деления России
1.1  Административное устройство царской России……………………6
1.2  Эволюция административного деления в СССР………………….22
Глава 2  Особенности  административнотерриториального устройства Российской      Федерации. 
2.1 Местное самоуправление в России………………………………..38
2.2  Тенденции к укрупнению субъектов Федерации
Заключение
Список использованных источников.........60



Аннотация:


Введение
Административнотерриториальное деление  наиболее отчетливо различимая, юридически закрепленная форма регионализации общества. Оно представляет собой разделение территории государства на административно управляемые части административнотерриториальные единицы, ячейки административнотерриториального деления.
Основными процессами изменения административнотерриториального деления (далее – АТД)  являются увеличение или уменьшение числа административных единиц, их укрупнение (консолидация мелких единиц в более крупные),  или разукрупнение (дробление, размельчение), присоединение к ним участков соседних или отсечение (передача) своих участков территории соседним единицам.
Эти процессы могут характеризоваться устойчивостью и изменчивостью (быстрой перекройкой сети, укрупнением или измельчением ее ячеек), медленной или быстрой релаксацией (стремлением к устойчивому равновесию). Как правило, изменения сетки происходят в ходе реформ АТД, проведение которых обычно диктуется текущими политическими потребностями государств и изменением принципов территориального управления. Для России с ее огромной территорией сетка АТД и принцип его устройства служат одной из основ государственности, а их эволюция  отражением и важной компонентой эпох и циклов регионализации.
География изучает иерархию этих единиц, конфигурацию сети АТД, логику районирования территории на административнотерриториальные единицы и процессы изменения сети АТД. Как правило, два противоположных процесса — центробежный и центростремительный — поочередно сменяют друг друга в процессе формирования сети АТД, , проведение которых диктуется текущими политическими потребностями государства (изменением политических принципов управления территорией и ее частями). Для России с ее огромной территорией сетка АТД и принцип устройства самого АТД являются одной из главных основ ее государственности.
Административнотерриториальное деление  это система территориальной организации государства, на основе которой образуются и функционируют органы государственной власти и управления. Стабильность административного устройства  одно из свидетельств социальноэкономической и политической устойчивости страны. Таким образом, административное устройство государства  есть основа всех других форм социальной жизни, поэтому в этой работе я ставлю перед собой задачу рассмотреть административнотерриториальное устройство России, его особенности и тенденции развития.
В современных условиях перехода России на демократические, рыночные принципы организации общества и государства как никогда остро встает вопрос о выборе наиболее эффективных форм административно  территориального устройства страны, а также форм самоорганизации и самоуправления на местах. От правильности выбора этих форм, без преувеличения, зависит настоящее и будущее нашей страны, так как именно административно территориальное устройство и местное самоуправление обеспечивают эффективное функционирование органов государственной власти.
В настоящее время согласно статье 65 Конституции РФ в составе Российской Федерации находится 83 субъекта. Среди них: 21 республика, 9 краев, 46 областей, 1 автономная область, 4 автономных округа  и два города федерального значения (Москва и СанктПетербург). Эти регионы резко отличаются по площади, численности населения, экономическому потенциалу, но все они принадлежат… Правообладателем данной работы является Группа Компаний Vip Образование. Копирование, тиражирование, использование текста без согласия Компании запрещено. Приобрести работу Вы можете в офисах учебного центра или дистанционно, перейдя по ссылке Купить готовую работу.


Глава 1.История эволюции территориального деления России
1.1 Административное устройство царской России
Формирование единого централизованного государства потребовало организации и введения единой системы управления его отдельными территориями, или установления административной унификации (единообразия). Нельзя сказать, что этот процесс осуществлялся как бы с чистого листа. Россия располагала исторически сложившимися территориями с уже устоявшейся системой управления. Поэтому имевшаяся местная система управления не подвергалась ломке без серьезных на то оснований.
Официальное приказное делопроизводство XVII века, наиболее полное и последовательное для своего времени, делило территорию российского государства на части (области), именовавшиеся тогда «городами». При отнесении тех или иных территорий к «городу» утверждался историкогеографический принцип. Хорошо известны такие административнотерриториальные единицы, как Рязанские, Северские, Замосковные, Пермские и другие «города».
Более низким звеном деления были уезды, волости и станы. Уездом с XIII века признавалась совокупность волостей, тяготевших к какомулибо центру. Как правило, в качестве административного центра уезда выступал город (т. е. городпункт в отличие от вышеупомянутого городаобласти). Уезды подразделялись на волости и станы. Волостная организация возникла, как считается, из крестьянской общины. Центром волости являлось, как правило, село (крупный сельский населенный пункт), объединявшее несколько деревень. В некоторых случаях стан вытеснял волостное деление.
Стан  место пребывания должностных лиц феодальной администрации, где взималась дань и осуществлялся суд над окрестным населением. Учреждение таких станов, по преданию, записанному в XI в., относится ко времени правления княгини Ольги (середина X в.)
 Первоначально представители феодальной власти появлялись на станах периодически, в сроки уплаты населением повинностей. В XIVXV вв. станом стали именовать и территорию, подсудную этим представителям княжеской власти, и стан превратился в административнотерриториальную единицу. Станы как территориальные единицы просуществовали в России до начала XX века.
Так или иначе, но к началу XVIII века наиболее устоявшейся единицей громоздкого и неустойчивого административнотерриториального устройства был уезд. Для целей рекрутских наборов страна подразделялась на разряды. Позднее старая система деления перестала отвечать новым потребностям. Административной основой для упорядочения рекрутских наборов послужило новое губернское устройство.
О происхождении слова «уезд» единого мнения нет. Описывая внутреннее устройство Руси XV века, С. М. Соловьев писал: «3емельные участки, принадлежавшие к городу, назывались его волостями, а совокупность всех этих участков называлась уездом; название уезда происходит от способа или обряда размежевания... все, что было приписано, примежевано к известному месту, было к нему уехано или заехано, составляло его уезд... такое же название могла носить и совокупность мест или земель, принадлежавших к известному селу» .
По мнению В. О. Ключевского, «уездом» сначала назывался «округ, в пределах которого ездил администратор для получения корма», а «впоследствии уездом стал называться административный округ города». М. Н. Тихомиров присоединился к мнению В. О. Ключевского, указав, что термин «уезд» встречается уже в XII в. именно как округ, который князь объезжал для сбора дани. Определение В. О. Ключевского нам также представляется наиболее правильным, раскрывающим эволюцию этого термина .
Уезды делились на более мелкие административнотерриториальные единицы. В большинстве случаев это были волости и станы. Происхождение их можно считать выясненным: волость «составляла совокупность нескольких населенных пунктов, большей частью расположенных в одной меже, объединенных общей выборной организацией, имевшей целью обеспечение правильного отправления тягла и разных судебных и административных обязанностей внутри волости», стан же «был совокупностью известного количества населенных местностей и пустошей, не объединенных какойлибо организацией.
По большей части это были прежние волости, общинное устройство которых распалось с того времени, как они, вследствие раздач, перешли по частям в частное владение» . Это определение Ю. В. Готье, сделанное на материале, относящемся к Замосковному краю, в общем правильно и для других районов. Уезд XVII в. как основная административнотерриториальная единица имел ряд особенностей.
Первой особенностью являлось то, что на правах уезда существовали и другие единицы  например, «город» Чаронда был центром «округи», самостоятельное значение имели иногда черные волости (например, Устьянские волости) и всегда — дворцовые волости.
Второй особенностью было отсутствие единства во внутри уездном делении: существовали различные названия более мелких единиц (станы, волости, засады, губы, пятины, четверти, трети, дороги, ключи и т. д.). и не было единообразия в их значении—например, волости делились на станы и наоборот. Правда, обычно поселения владельческих крестьян объединялись в станы, а поселения черносошных и дворцовых крестьян — в волости. Засады, губы, пятины существовали в западных уездах, пороги — в восточных.  Третьей особенностью была чересполосица уездов, станов и волостей. На ней необходимо остановиться подробнее.
Вопрос о внутренних границах, т. е. вопрос о границах уездов и их частей, занимает важное место в проблеме административнотерриториального устройства. По мнению Ю. В. Готье, границы станов и волостей были «шатки и неопределенны», а «уездные грани перешли в XVIII столетие в таком же не вполне установленном и неопределенном виде» . Говоря об уездных, становых и волостных границах, такое же положение отмечают и другие исследователи.
Так, М. М. Богословский, изучавший поморские уезды, отмечал чересполосицу уездов; смешение названий стана и волости; «случай подразделений уезда, вовсе не имевших территориального единства», когда деревни стана были разбросаны по нескольким волостям; принадлежность селений одновременно к двум уездам; случай, когда на погосте одна из двух церквей числилась в другом уезде, и т. п. На чересполосность станов Московского уезда и на то, что селения по разным писцовым и переписным книгам иногда оказываются в разных станах, указал Д. Шеппинг. Изучавший Арзамасский уезд А. А. Гераклитов отмечал такие же случаи .
Иногда сама администрация не знала толком, в каком уезде числилась та или иная волость. Например, в 1679 г. крестьяне Вятского уезда, поселившиеся на р. Ошлане, заявили писцу М. Воейкову, что они записаны в переписные книги Казанского уезда. Новгородский приказ велел писцу выяснить, где же находится эта волость. Земский староста и выборные крестьяне сказали, что это волость Вятского уезда. М. Воейков занес ее в книгу, наказал батогами заявителей, а через 6 лет выяснилось, что во время переписи 1678 г. золость действительно была записана в Казанском уезде .
Более того, правительство не имело четкого представления о территориях даже целых уездов (и их внутренних единиц). В писцовом наказе 1680 г. писцам предписывалось расспрашивать о территориях станов и волостей «старожилов» и «окольных людей», но и эти люди, как доносили писцы, «про становые межи, с которых мест которой стан начался и до которых урочищ прошел, и с которыми станами смежен, сказывают им на межеванье, что не знают» .
Думается, что переносить наше понимание термина «границы» на межи XVII в. неправомерно. При такой постановке вопроса трудно, да, пожалуй, и невозможно объяснить, почему правительство не принимало мер для устранения чересполосицы территорий уездов, почему с такой легкостью владения передавались из одного уезда в другой, и т. п.
На наш взгляд, более плодотворным является иной подход. Поскольку уезд — это административный округ, который объединяет населенные пункты, «тянущие» к известному центру («городу» или селу), то уезд не обязательно должен иметь целостную — будем называть ее «единой» — территорию. Он мог иметь единую территорию, если она сложилась исторически или была образована правительственным распоряжением, но территория могла быть и чересполосной, могла даже вкрапливаться в территории других, иногда отдаленных уездов. Более того, между уездами могла находиться территория незаселенная и неосвоенная и потому не входящая ни в один уезд.
Но тогда говорить о «границах» уездов в XVII в. можно только условно. Они становились реальностью только там, где земли соседних владельцев, приписанные к разным уездам, соприкасались и становились предметом спора. Тогда появлялся межевщик и «разводил» межу, однако, не территории всего уезда, а лишь спорным землям11.
Весьма характерно в этой связи то обстоятельство, что такой опытный картограф, как С. У. Ремезов, на составленных им картах сибирских уездов отметил уездные «рубежи» только на отдельных участках. Да это и понятно: картографические съемки начались лишь при Петре I а проводить межу  границу по неосвоенной территории не имело смысла, так как она была бы нарушена при дальнейшем освоении.
Сказанное относится и к станам и волостям и вообще ко всем частям уезда. Среди них также имела место чересполосица. И если принять предложенное объяснение, становится понятным, почему одна и та же деревня с такой легкостью попадала то в один, то в другой стан или уезд. Больше того, дворы разных владельцев в одном и том же селении могли считаться в разных станах, и до поры до времени это никого не тревожило. Только с усилением закрепощения крестьян и налогового обложения при Петре I возникла необходимость упорядочить административнотерриториальное деление и привести в известность всю территорию уездов. В пограничных районах это приобрело особое значение. *На очередь встала задача осуществить картографическую съемку государственной территории. Выполнение ее началось при Петре I и продолжалось при его преемниках. К сожалению, до нас дошли не все карты, и не все дошедшие карты отвечают даже тогдашним невысоким, по нашим воззрениям, требованиям.
Итак, процесс эволюции административного устройства России принято  делить на 13 этапов.
1. Первая Петровская реформа стала первой в истории России унификацией системы АТД. До конца XVII века эта система складывалась во многом стихийно, государство подразделялось на административнотерриториальные единицы разного происхождения и обладающие разными статусами — прежние княжеские земли, уделы, приказы, разряды, чети, уезды, некоторые волости, фактически приравненные к уездам. Число таких единиц в конце XVII века колебалось от 150 до 200.
Указом Петра I от 18 декабря 1708 года территория Российского государства была разделена на восемь огромных губерний— Московскую, Ингерманландскую (в 1710 году переименована в СанктПетербургскую), Архангелогородскую, Киевскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую, Сибирскую. Максимальную площадь (около 2 /3 всей территории государства) занимала Сибирская губерния, а наиболее населенной (более 190 тысяч дворов) была Московская губерния.
В 1713 году из вновь присоединенных на северозападе земель была образована Рижская губерния,  а Смоленская упразднена и разделена между Рижской и Московской. В 1714 году из Казанской губернии выделили (затем упразднили) Нижегородскую. В 1717 году из южной части Казанской губернии была образована новая Астраханская губерния.
Это были довольно крупные образования (например, Урал и вся Сибирь входили в состав одной губернии  Сибирской), и управление ими оказалось неудобным и малоэффективным. При этом сохранилось старое, низовое уездное деление губерний, что заставило искать и создавать промежуточное звено  провинции.
Во главе губерний стояли губернаторы, ведавшие войсками и управлением подчиненных территорий. Каждая губерния занимала огромную территорию, и поэтому, делилась на провинции. Их было 50. В каждой провинции размещался полк солдат, что давало возможность оперативно направлять войска на подавление народных движений. Провинции, в свою очередь, делились на уезды. Уезды  на волости и станы.
Введение 14 октября 1710 г. новой единицы — «доли» — не затронуло уезд, потому что вначале доля была введена как счетная («бухгалтерская», по выражению М. М. Богословского) единица, а когда по указу 28 января 1715 г. доля стала и территориальным округом, уезды все же сохранили свою территорию: доля либо совпадала с уездом, либо охватывала несколько уездов, либо же уезд делился на несколько доль .
И после превращения доль в административнотерриториальную единицу термин «уезд» широко употреблялся. Так, например, в указе от 10 декабря 1715 г. о переписи населения ландратам предписывалось «из уездов... не выезжать». 8 февраля 1716 г. Сенат указал объявить «в городах и уездах всякого чина... людем», чтоб они ежегодно исповедовались, сведения же об уклоняющихся от исповеди «отсылать... в уездах к ландратам». В том же году последним было предложено Сенатом, «где есть в котором городе два или три и больше (ландратов), и из тех одному жить в городе... а достальным в уездах и в долях» .
2. Вторая Петровская реформ, провозглашенная указом от 29 мая 1719 года, была направлена на разукрупнение слабо управляемых огромных губерний, которые разделили на провинции, а те, в свою очередь, — на дистрикты. Были вновь образованы две губернии — Нижегородская и Ревельская; Азовскую губернию переименовали в Воронежскую.
Разделение провинций на дистрикты в 1719 и 1724 гг. опятьтаки не отразилось на уездах. Дистрикты 1719 г., подобно долям, должны были охватывать одинаковое число дворов, но на практике все получилось так же, как было с долями: либо дистрикт совпадал с уездом, либо охватывал несколько уездов, либо делился на несколько уездов. Даже в дистриктах, составленных из двух уездов, последние продолжали сохранять некоторую самостоятельность: вся отчетность велась по ним.
 Сложнее обстояло дело с полковыми дистриктами 1724 г., но и тут уезд сохранил свое значение: «Вся... бухгалтерия душ, необходимых для составления полкового дистрикта, ведется по уездам; название уезда не забыто, и принадлежность к нему душ, вошедших в состав дистрикта, не прекращена» . Подушная перепись и I ревизия велись по уездам; геодезисты составляли карты уездов. Таким образом, в начале XVIII в. уезды сохранились как территориальные единицы.
3. Реформа 1727 года упразднила дистрикты, частично заменив их уездами. Эта реформа также продолжила процесс разукрупнения губерний, начавшийся в1719году: были образованы Белгородская и Новгородская губернии, изменились границы СанктПетербургской, Московской и Сибирской губерний. Всего после реформы 1727 года в империи насчитывалось 14 губерний иоколо250уездов. Эта сетка АТД оставалась достаточно стабильной на протяжении нескольких десятилетий (лишь в1744 году были созданы Выборгская и Оренбургская губернии).
Сколько же было уездов в конце XVII — начале XVIII в. и сопоставима ли их территория?
Для ответа на эти вопросы нами была предпринята попытка составить карту административнотерриториального деления России в конце XVII в. по писцовым и переписным книгам и аналогичным или близким к ним материалам.
Пожалуй, впервые задача составления исторических карт на основе писцовых книг была поставлена известным историком Москвы П. Хавским в 1842 г. Он не только поднял вопрос о публикации уездных межевых планов, составленных в ходе генерального межевания земель, начатого еще во второй половине XVIII в., но и указал (в общей форме) методику работы: «Издав уездные карты, легко будет означить пункты... всех старых селений», заимствуя их из других источников .
Начало царствования Екатерины I ознаменовалось некоторыми изменениями АТД, связанными, в основном, с созданием административных органов на вновь присоединенных к империи землях. В 1764 году Иркутская провинция Сибирской губернии была выделена в самостоятельную Иркутскую губернию. На юге была учреждена Новороссийская губерния, а на Левобережной Украине — Малороссийская. В 1765 году сформирована СлободскоУкраинская губерния с центром в Харькове.
После первого раздела Польши в1772году из вновь присоединенных к России земель были созданы две новые губернии — Могилевская и Псковская, а спустя три года, за счет новых земель, приобретенных на юге по КучукКайнарджийскому миру, была образована новая Азовская губерния. Особый статус на территории этой губернии получили земли войска Донского, в то время как другие казачьи земли — Запорожская Сечь — были присоединены к Новороссийской губернии.
Таким образом, к моменту начала новой реформы АТД территория империи делилась на 23 губернии, 65 провинций и 276 уездов.
4. Екатерининская реформа, начавшаяся 7 ноября 1775 года с подписания Екатериной II «Учреждения для управления губерний», ознаменовала собой гораздо более существенное разукрупнение ячеек АТД, нежели все предыдущие реформы.
В ходе этой реформы число губерний (основная часть которых стала называться наместничествами) увеличилось вдвое, провинции были упразднены, а единицей АТД второго уровня стали уезды. Процесс реализации реформы растянулся на 10 лет, в течение которых были образованы 40 губерний (наместничеств) и две области на правах губернии, в которых было выделено 483 уезда.
Процесс расщепления старых губерний начался с двух центральных — Смоленской и Тверской. Затем были созданы Псковская губерния, Новгородское, Калужское, Полоцкое, Могилевское, Ярославское, Тульское, Рязанское, Володимирское, Костромское, Орловское наместничества, Курская губерния, Нижегородское, Тамбовское, Воронежское, Вологодское наместничества и Колыванская область. При этом была ликвидирована старая Белгородская губерния, которая была разделена между Курской губернией и Воронежским наместничеством.
 Старая СлободскоУкраинская губерния была преобразована в Харьковское наместничество, из северных частей Казанской и Оренбургской губерний было выделено новое Вятское наместничество, а из южных уездов Казанской губернии — новые Симбирское и Пензенское наместничества. Из северной части Астраханской губернии было образовано новое Саратовское наместничество. В последние годы Екатерининской реформы возникли Пермское, НовгородскоСеверское, Черниговское, Киевское, Казанское, Уфимское, Олонецкое, Архангельское наместничества и новая Московская губерния. В 1782 году была упразднена самая крупная единицаАТД империи — Сибирская губерния, вместо которой было учреждено новое Тобольское наместничество с двумя областями — Тобольской и Томской. В свою очередь, Иркутское наместничество разделили на четыре области (Иркутскую, Нерчинскую, Охотскую, Якутскую).
На юге, напротив, произошло небольшое укрупнение — Азовская и Новороссийская губернии объединились в новое Екатеринославское наместничество (с центром в Кременчуге). В1784году из вновь присоединенных южных земель была образована Таврическая область на правах наместничества. Последним шагом Екатерининской реформы стало преобразование Астраханской губернии в Кавказское наместничество с перенесением его центра из Астрахани во вновь создаваемый город Екатериноград (вскоре центр пришлось вернуть обратно в Астрахань).
В результате реформы империя стала делиться на 38 наместничеств, три губернии и одну область на правах наместничества (Таврическую). Размер и границы большинства наместничеств, образованных в 1775–1785 годах, практически не менялись до 1920х годов.
Уже после реформы в конце XVIII века, по мере приобретения Россией новых земель, были образованы Минское, Изяславское (Волынь), Брацлавское (Подолия), Вознесенское (югозапад Новороссии), Курляндское, Виленское и Слонимское наместничества, а Изяславское наместничество разделено на два новых — Волынское и Подольское.
При этом «екатерининское» административнотерриториальное деление было посвоему нормативным: территория с населением 300400 тыс. душ считалась оптимальной для образования губернии, а с населением 2030 тыс. душ мужского пола  для уезда.
Разумеется, ни к экономике, ни к природному и историческому своеобразию, ни к национальному составу населения такое деление, по существу не имело отношения.
5. Павловская реформа , следуя логике преобразований АТД в России, носила укрупнительный характер. Преобразовав все наместничества в губернии, император Павел I упразднил Олонецкую, Колыванскую, Брацлавскую, Черниговскую, НовгородСеверскую, Вознесенскую, Екатеринославскую, Таврическую, Саратовскую, Полоцкую, Могилевскую, Виленскую и Слонимскую губернии, а также сократил число уездов. На месте Вознесенской, Екатеринославской губерний и Таврической области возникла Новороссийская губерния; Черниговская и НовгородСеверская губернии были объединены в Малороссийскую губернию; бывшие Полоцкая и Могилевская — в Белорусскую губернию (центр — Витебск), Виленская и Слонимская — в Литовскую (центр — Вильна). Ряд других губерний был переименован.
Таким образом, в ходе Павловской реформы число единиц АТД первого уровня уменьшилось с 51 до 42.
6. Восстановление екатерининских и образование новых губерний в XIX веке. Новый император Александр I с 1801 года стал восстанавливать прежнюю сетку губерний, сохранив, однако, ряд павловских преобразований. Он реанимировал Олонецкую и Пензенскую губернии, Литовскую губернию разделил на Виленскую и Гродненскую, а включенная в состав империи Грузия получила статус новой губернии.
Малороссийскую губернию разделили на Черниговскую и Полтавскую, а вскоре была ликвидирована и Белорусская губерния, которая распалась на Могилевскую и Витебскую. Новороссийскую губернию поделили между Николаевской, Екатеринославской и Таврической, а Выборгскую переименовали в Финляндскую. Из состава Астраханской губернии выделили Кавказскую губернию с центром в Георгиевске, впоследствии преобразовав ее в Кавказскую область с центром в Ставрополе.
В течение XIX–ХХ веков многократно создавалась и упразднялась Камчатская область, однако впервые она была выделена из состава Иркутской губернии и получила административную самостоятельность в 1803 году. В Азиатской части империи при Александре I также возникли Томская и Енисейская губернии. На вновь присоединенных землях были образованы Белостокская, Тернопольская, Имеретинская и Бессарабская области; свое административное деление имели Великое княжество Финляндское и Царство Польское. В 1822 году, по реформе Сперанского, все губернии и области Сибири были подчинены двум генералгубернаторствам — ЗападноСибирскому (центр — Омск) и ВосточноСибирскому (центр — Иркутск). Особое управление ввели для сибирских киргизов (казахов).
В середине века продолжился процесс формирования новых единиц АТД: были созданы Ковенская (северные части Виленской губернии), Тифлисская, Кутаисская, Шемахинская и Дербентская губернии на Кавказе. Кавказская область была переименована в Ставропольскую губернию.
К числу важнейших преобразований на основной территории империи во второй половине XIX века можно отнести создание Самарской, Уфимской и Черноморской губерний, а также областей Забайкальской и войска Донского. В ходе крестьянской реформы 1861 года уезды были разделены на сельские волости.
Для обеспечения сохранности дворянскопомещичьей власти и усиления налогового пресса необходимо было как можно ближе и теснее приблизить военнополицейский и фискальный аппараты к податному населению. Эта цель была достигнута путем «дробления» губерний и уездов, число которых практически удвоилось. По мере территориального роста империи число губерний (а соответственно, и уездов) увеличивалось.
7. Формирование системы АТД на вновь присоединенных и колонизируемых территориях (вторая половина XIX века). В 1849 году в Закавказье была образована Эриванская губерния, Шемахинская губерния переименована в Бакинскую, возник Закатальский округ. На месте Дербентской губернии была образована Дагестанская область, а по соседству была создана особая область казачьего Кубанского войска. Последними по времени преобразованиями АТД на Кавказе стали создание Терской области (центр — Владикавказ), Елисаветпольской губернии, Батумской и Карсской областей.
Административнотерриториальное размежевание «единой и неделимой» России осуществлялось таким образом, чтобы территории компактного национального расселения были раздроблены. Так, территория Грузии была разделена между четырьмя губерниями, Белоруссии и Татарии  между пятью губерниями. 
В 1856 году из приморских частей… Правообладателем данной работы является Группа Компаний Vip Образование. Копирование, тиражирование, использование текста без согласия Компании запрещено. Приобрести работу Вы можете в офисах учебного центра или дистанционно, перейдя по ссылке Купить готовую работу.


1.2  Эволюция административного деления в СССР
Остальные этапы, начиная с девятого, проходили  в стране уже после революции 1917 года.
Коренные преобразования административнотерриториальной сетки страны начались вслед за Октябрьской революцией 1917 г. В качестве основного аргумента этих перемен (особенно в последующие годы) выдвигался принцип единства экономического районирования, национального состава и административнотерриториального деления.
9. Для начала девятого этапа характерно сосуществование старых и новых единиц АТД (1917–1923 годы). Реализацию нового проекта разукрупнения АТД России начало Временное правительство, которое в апреле 1917 года выделило из южных уездов Томской губернии Алтайскую губернию, а из восточной части Астраханской губернии — Букеевскую губернию.
Вслед за Октябрьской революцией1917 года начался стихийный процесс образования советских республик и несоветских автономий, главным образом на окраинах страны. Так, на территории современной России появились советские республики Ставропольская, Терская, Таврида, Донская, КубаноЧерноморская, а также несоветские автономии в Сибири, на Кубани, в Крыму, на Дальнем Востоке.
В губерниях и областях с преобладающим нерусским населением в1918–1920 годах были провозглашены собственные советские и несоветские автономные или независимые национальные республики. Полностью отделились от страны Бессарабия, Финляндия, прибалтийские государства, Польша. В1919–1922 годах на Дальнем Востоке и в Сибири сосуществовали по крайней мере четыре государства (в т. ч. Верхнеудинская дальневосточная республика).
На основной территории страны, которая в 1918 году стала именоваться РСФСР, начался процесс размельчения ряда старых губерний. Так появились Череповецкая, ИвановоВознесенская, СевероДвинская, Царицынская, Екатеринбургская, Тюменская, Омская и Челябинская губернии. В январе 1919 года из Белорусской ССР в состав РСФСР вошли Могилевская (вскоре преобразована в Гомельскую), Витебская и Смоленская губернии, в которых преобладало русское и еврейское население.
В марте 1920 года была ликвидирована область войска Донского, а из ее территории образована Донская область, из западных уездов Орловской губернии была выделена новая Брянская губерния, а из западных уездов Ярославской губернии — Рыбинская губерния.
В октябре 1918 года на территории РСФСР возникло первое национальногосударственное образование — Трудовая коммуна Немцев Поволжья (прообраз будущих АССР и АО). Вслед за ней, в марте1919 года, была организована «малая» Башкирская АССР, а в маеиюне 1920 года появились еще три национальных автономии — Татарская АССР, Карельская трудовая коммуна (преобразована вАССР в1923 году) и Чувашская трудовая коммуна (автономная область, позже преобразована в АССР).
Из степных областей, заселенных казахами, была образована новая Киргизская АССР в составе РСФСР со столицей в Оренбурге (в1925году ее переименовали в Казахскую АССР). Были также образованы автономные национальные области Вотская (с 1932 года — Удмуртская), Марийская, Калмыцкая, а также Дагестанская и Горская АССР.
При этом Горская АССР была разделена на семь национальных округов: Кабардинский, Балкарский, Карачаевский, СевероОсетинский, Назрановский (Ингушский), Чеченский, казачий Сунженский. Подобные преобразования АТД происходили и в Сибири: в Забайкальской губернии была образована БурятМонгольская АО, а в Иркутской губернии — МонголоБурятская АО. Обе эти автономии вскоре объединились в одну БурятМонгольскую АССР.
В августе 1921 года была образована Народная республика ТаннуТува, которая вышла из состава РСФСР и стала независимым государством. Постепенно свои национальные автономии создали зыряне (коми), кабардинцы, балкарцы, карачаевцы, черкесы (адыгейцы), якуты. В октябре1921 года на территории Крыма была организована Крымская АССР в составе РСФСР. Олонецкую губернию включили в состав Карельской АССР. Практически вся территория Средней Азии входила в Туркестанскую АССР.
В начале 1920х годов были образованы Мурманская и Новониколаевская губернии, одновременно с карты исчезли Уфимская и Рыбинская губернии.
Наряду с формированием новых национальных образований в 1917 1922 гг. происходил интенсивный процесс разукрупнения старых губерний. Так, из состава Владимирской и Костромской губерний выделилась ИвановоВознесенская губерния, из Пермской  Свердловская, из Новгородской  Череповецкая, из Саратовской  Царицынская и т. д.
10. Первая советская реформа (1923–1929 годы; укрупнение единиц АТД). После образования СССР, в 1923 году, возникла идея нового районирования страны, разработанная Госпланом. Ее суть состояла в замене старых губерний огромными советскими экономическими областями, разделенными последовательно на округа, районы и сельсоветы. Реформа началась с Урала, где была образована Уральская область (с центром в Екатеринбурге), объединившая четыре губернии. Вскоре на Северном Кавказе была создана ЮгоВосточная область, вошедшая позже в огромный СевероКавказский край (с центром в РостовенаДону).
В октябреноябре 1924 года было осуществлено национальногосударственное размежевание Средней Азии: Туркестанская АССР была выведена из состава РСФСР, а на ее территории возникли Узбекская ССР (с Таджикской АССР) и Туркменская ССР.
В 1925 году на территории Сибири был создан второй советский край — Сибирский с центром в Новосибирске. Были ликвидированы все губернии Украинской ССР, территорию которой разделили на41округ и Молдавскую АССР. В январе1926 года на востоке страны был образован третий край— ДальнеВосточный с центром в Хабаровске.
Вмае1927года возник СевероЗападный край с центром в Ленинграде (вскоре он получил название Ленинградской области ). В мае 1928 года были образованы сразу три новых советских области— ЦентральноЧерноземная (центр— Воронеж), СреднеВолжская (центр — Самара) и НижнеВолжская (центр — Саратов).
Итак, четко проявилась противоположная тенденция  к объединению губерний. В период с 1923 по 1929 г. на политикоадминистративной карте РСФСР появились:
Уральская область, включавшая в свой состав Свердловскую, Челябинскую, Пермскую, Тюменскую губернии и Тобольский Совет.
Северокавказский край, в который вошли Донская и КубаноЧерноморская области, Ставропольская и Терская губернии и национальные автономии: Горская, КабардиноБалкарская, Чеченская, АдыгейЧеркасская и Карачаевская; позднее в его состав вошли Шахтинский и Таганрогский Округа;
Сибирский край с центром в Новосибирске, объединивший Новониколаевскую, Омскую, Томскую, Иркутскую губернии, а также Ойратскую автономную область;
Дальневосточный край в составе бывших Амурской, Приморской и Забайкальской губерний;
Ленинградская область, включавшая Ленинградскую, Псковскую, Новгородскую, Череповецкую и Мурманскую губернии;
Центральная черноземская область с центром в Воронеже, объединившая Воронежскую, Курскую, Орловскую и Тамбовскую губернии, а также Часть территорий соседних губерний;
Нижневолжский край с центром в Саратове в составе Саратовской, Астраханской и Сталинградской губерний;
Средневолжская область, в которую вошли Ульяновская, Пензенская, Самарская и Оренбургская области, а также часть Саратовской губернии;
Северный край с центром в Архангельске, объединивший Архангельскую, Вологодскую и Северодвинскую области и автономную область Коми;
Западная область с центром в Смоленске, включившая в свой состав Смоленскую, Брянскую, Калужскую губернии и часть Тверской;
Нижегородский край, образованный на месте Нижегородской и Вятской губерний, Марийской, Вотской и Чувашской автономных областей.
Ивановская промышленная область в составе ИвановоВознесенской, Ярославской, Владимирской и Костромской губерний;
Московская промышленная область, объединившая Московскую, Тульскую, Рязанскую, а также часть Тверской и Калужской губерний.
Итак, по сравнению с прежним губернским делением количество административных единиц верхнего уровня резко сократилось: в РСФСР было выделено 13 краев и областей, в остальных союзных республиках эти единицы вообще не создавались  в них были сформированы округа (на Украине, например, 40, в Белоруссии  8, в Казахстане  12),
Последним шагом этой реформы стала в 1929 году полная ликвидация губерний и создание областей и краев на оставшейся еще «непрорайонированной» части страны (Центр и Европейский Север). Так были образованы последние большие области — Западная (центр — Смоленск), Ивановская Промышленная (центр — Иваново), Нижегородская (центр — Нижний Новгород), ЦентральноПромышленная (центр — Москва) и Северный край (центр— Архангельск).
Втечение1929–1930 годов произошли небольшие изменения в составе национальных автономий, в основном входивших в состав областей и краев. Вначале1929 года к Чеченской АО был присоединен Сунженский казачий округ, виюле1929 года в составе Северного края образован Ненецкий национальный округ, в январе 1930 года Мордовский национальный округ СреднеВолжского края преобразован в Мордовскую АО.
Таким образом, в результате первой советской реформы АТД на территории России осталось 40 единиц верхнего звена АТД, в том числе два типа крупных единиц — шесть областей и семь краев. За пределами этих единиц находились следующие10 АССР — Башкирская, БурятМонгольская, Дагестанская, Казакская, КараКалпакская, Карельская, Киргизская, Крымская, Татарская и Якутская.
Осуществленное к 1929г. во всех республиках новое госплановское «административнохозяйственное» районирование состояло из трех иерархических уровней: областей (краев), округов (ликвидированных в 30х гг.) и районов. Указывалось, что при новом делении тщательно учитывались задания плана ГОЭЛРО, т. е. перспективы развития страны и конкретных районов, а также национальноэтническая специфика территорий.
Последним шагом этой тотальной реформы стало постановление президиума ВЦИК от 14 января 1929 года о полной ликвидации губерний и создании областей и краев на еще непрорайонированной части страны (Центр и Европейский Север). В этот день были образованы последние большие области  Западная, Ивановская Промышленная, Нижегородская, ЦентральноПромышленная  и Северный край.
После этого акта в СССР вместо 766 уездов появились 176 округов, исчезли и волости. На территории России осталось 40 единиц верхнего звена АТД вместо 82 в 1923 году (за вычетом Туркестанской АССР, которая вышла из состава РСФСР). Они состояли из 6 областей и 7 краев, соответствовавших районам Госплана, и национальнотерриториальных единиц (АССР, автономных областей, национальных округов), нарушавших принцип единообразного деления на крупные однородные экономические районы. Небольшие по площади и населению автономии (17), как правило, входили в состав краев или областей. Однако 10 АССР находились за их пределами.
11. Вторая советская реформа АТД (разукрупнение ячеек). Первая фаза:1930–1939годы. Огромные по площади, населению и числу районов единицы АТД были плохо управляемы, поэтому в СССР встал вопрос о разукрупнении краев и областей. В первую очередь, Дальневосточный край был разделен на несколько областей; затем разделились на мелкие области остальные большие области и края.
В 1930 году было образовано несколько новых национальных округов— ОстякскоВогульский (нынешний ХантыМансийский), Ямальский (Ненецкий), Эвенкийский, Таймырский (ДолганоНенецкий), ВитимоОлёкминский, Охотский (Эвенский), Корякский и Чукотский. В1934 году АО Ингушетия была объединена с Чеченской АО в одну ЧеченоИнгушскую АО, а Биробиджанский округ Дальневосточного края был преобразован в Еврейскую АО. В июне 1934 года была раскассирована ЦентральноЧерноземная область, которая просуществовала всего шесть лет. Ее разделили на Воронежскую (84 района) и Курскую (60 районов) области.
С принятием новой сталинской конституции 1936 года территория РСФСР заметно сократилась, так как из ее состава были выведены Казакская и Киргизская АССР (они были преобразованы в Казахскую и Киргизскую ССР), а также КараКалпакская АССР, которая была включена в состав Узбекской ССР. Одновременно с таким сокращением территории РСФСР на юге было произведено повышение статуса ряда автономных областей до ранга АССР (КабардиноБалкарская, Коми, Марийская, СевероОсетинская, ЧеченоИнгушская). Из«больших» госплановских областей к этому времени уцелели только Западная, Ленинградская и Московская, хотя и от них в 1935 году были отделены некоторые части. В результате реформы сетка АТД России получила вид, во многом напоминающий современный.
В марте 1940 года из вновь присоединенных восточных участков Финляндии и Карельской АССР была образована новая КарелоФинская ССР, которая была выведена из состава РСФСР.
12. Вторая фаза разукрупнения областей (1943–1954 годы). Во второй половине Великой Отечественной войны началась еще одна волна размельчения плохо управляемых областей. Она сопровождалась ликвидацией ряда автономий тех народов, которые были признаны «нелояльными». Так появились новые области: Ульяновская, Кемеровская, Курганская, Астраханская и Грозненская. На стыках соседних областей Центра и Северозапада возникли Калужская, Брянская, Костромская, Владимирская, Великолукская, Новгородская и Псковская области, а в Западной Сибири были образованы Томская и Тюменская области.
В 1943 г. в состав СССР вошла республика Тува (в настоящее время республика Тыва).
В 1944–1946 годах в состав СССР вошли новые территории: Тувинская народная республика, которая получила статус АО, ЮжноСахалинская область, которая вскоре была включена в состав Сахалинской области, и Кенигсбергская область, переименованная в Калининградскую.
После войны административнотерриториальные изменения продолжались, но они приобрели эпизодический характер. Среди наиболее важных можно отметить такие, как преобразование в 1945 г. Крымской АССР в Крымскую область (в 1954 г. в честь 300летия воссоединения Украины с Россией Крымская область была передана в состав Украинской ССР), а также КарелоФинской ССР  в Карельскую АССР.

В январе 1954 года на окраинах ряда областей центральной части России были образованы сразу пять новых областей, три из которых (Арзамасская, Балашовская и Каменская) оказались эфемерными и просуществовали лишь три года, а две остальные (Белгородская и Липецкая) существуют и поныне.
Крымская АССР в составе РСФСР была преобразована в Крымскую область и передана Украине в1954году.
13. Стадия устойчивого равновесия системы АТД (с 1957 года). В самом начале этого периода был сделан небольшой шаг назад в направлении укрупнения — ликвидированы четыре неудачно организованные периферийные области, а также восстановлены все ликвидированные Сталиным автономии (за исключением АССР Немцев Поволжья).
Так восстановились или возникли вновь ЧеченоИнгушская АССР, Калмыцкая АО, КарачаевоЧеркесская АО и КабардиноБалкарская АССР. Была упразднена КарелоФинская ССР, которая вновь была включена в состав РСФСР под названием Карельской АССР.
Заметным событием, непосредственно затронувшим интересы административнотерриториального деления страны, явилось образование на рубеже 50  60х гг. так называемых совнархозов. Эти территориальные конструкции, в условиях команднораспределительной экономики призванные оживить стагнировавшую советскую экономику, были в начале организованы в рамках экономических административных районов, но затем укрупнены.
По прошествии нескольких десятилетий стало очевидным: повысить эффективность экономики в пределах совнархозов не удалось, а барьеры между предприятиями, находившимися в ведении разных субъектов управления, не только не ослабели, но даже укрепились. Появились тенденции к местничеству и прямой натурализации хозяйства. Хрущевская административнохозяйственная реформа явно провалилась.
Последующие изменения носили лишь «косметический» характер: в1958 году БурятМонгольская АССР, УстьОрдынский и Агинский БурятМонгольские национальные округа потеряли в своем названии слово «монгольский»; Калмыцкая АО была выведена из состава Ставропольского края и преобразована в АССР; такой же реорганизации подверглась Тувинская АО, а Сталинградская область была переименована в Волгоградскую. По конституции 1977 года все 10 национальных округов стали называться автономными округами.
После распада СССР произошло еще несколько несущественных изменений АТД России: трем областям были возвращены старые названия, автономные республики (и некоторые АО) провозгласили суверенитет и стали именоваться «субъектами федерации» (наряду со всеми единицами АТД первого уровня). В1992 году произошло первое после 1957 года территориальное изменение в АТД — ЧеченоИнгушская республика была разделена на самостоятельные Чеченскую и Ингушскую республики.
Прежде всего, распад СССР привел к изменению статуса всех бывших автономных республик и ряда автономных областей. При этом процесс преобразований шел очень интенсивно. (Например, ГорноАлтайская автономная область  ГорноАлтайская АССР  ГорноАлтайская ССР  Республика Горный Алтай  Республика Алтай.) Россия признала новый статус автономных республик поправкой к Конституции РСФСР от 14 мая 1991 г., отказавшись от названия «АССР», заменив его другим  «Республика в составе РСФСР».
     Перед распадом Советского Союза в его состав входили 15 союзных республик, 20 автономных республик, 8 автономных областей, 10 автономных округов, 6 краев и 114 административных областей.
Постсоветская административнополитическая регионализация (1990е годы). Новая волна формальных изменений (названий и статусов, но не границ) поднялась под занавес горбачевской перестройки, в 19901991 годах.
Вопервых, были возвращены старые названия Калининской (Тверская), Горьковской (Нижегородская), Куйбышевской (Самарская) областям.
 Вовторых, в 1990 году началась эпидемия повышения советских статусов: превращений АССР в союзные социалистические республики (ССР), АО  в АССР. К лету 1991 года почти все АССР стали ССР, а многие автономные округа  АССР или даже ССР. Правда, после недолгого "свободного плавания" округа вернулись в лоно прежнего статуса и числятся, хотя бы формально, в составе своих краев и областей. Исключение  Чукотский АО, официально покинувший Магаданскую область.
 Втретьих, популярная в годы перестройки идея "регионального хозрасчета" (экономической самостоятельности территорий) быстро перерастала в идею политического самоопределения.
Вторая волна формальных изменений прокатилась по России после августовского путча 1991 года и упразднения СССР (21 декабря 1991 года). То была волна десоветизации: из названий автономий изымались слова "советский", "социалистический", "автономный" (последний сохранился у округов). Все бывшие автономии, области и края, заключив Федеративный договор 31 марта 1992 года, именуются субъектами федерации. Строго говоря, термин АТД с тех пор для них некорректен, ведь все они, независимо от статуса, стали субгосударствами, политическими образованиями, хотя даже многие специалисты этого как бы не заметили (что посвоему тоже показательно). РСФСР 25 декабря 1991 года получила название Российской Федерации (России), а бывшие АССР пустили в ход собственные национальные имена, которые могли вытеснить "русифицированные" и стать единственными официальными.
Федеративный договор 1992 года не подписали Татарстан и Чечня, объявившие себя суверенными государствами, субъектами международного права, но допускавшие некую ассоциацию с Россией. С Татарстаном 12 февраля 1994 года был заключен двусторонний договор  первый, но далеко не последний документ такого рода: к 2000 году договоры с Центром имели большинство субъектов Федерации, включая области, края и федеральные города.
Что было с Чечней, известно всем, но неизвестно, к чему это приведет и каким будет ее статус. Кстати, в июне 1992 года произошло первое после 1957 года территориальное изменение в АТД России  разделились Чеченская и Ингушская республики, хотя граница между ними деюре не закреплена. Вставал вопрос о "разводе" других республик, а также краев и областей с их автономными округами. Об этом вспоминают при политических раздорах (как в КарачаевоЧеркесии в 19992000 годах). Формально же ни один больше "развод" не состоялся.
Вторая волна почти угасла в 1993 году, и АТД России получило современный вид. Позже могло меняться внутреннее АТД самих субъектов Федерации (эксперимент с окружным делением Свердловской области, переименование районов в улусы в Калмыкии и Якутии, аймаки в Бурятии и др.), а их внешние границы и число оставались почти постоянными (если не считать добровольной передачи Сокольского района из Ивановской области в Нижегородскую). К 2001 году в стране имелось 87 единиц АТД первого звена, помимо городов Москвы и СанктПетербурга.
Нужно признать, что за формальностью, "косметичностью" перемен и внешней устойчивостью АТД бушевала регионализация власти и собственности. Возникали и не столько решались, сколько сменялись новыми, столь же острыми, проблемы правовой и фактической асимметрии субъектов РФ, их отношений с Кремлем, друг с другом и с собственными муниципалитетами (городами, районами), двусмысленности законов и даже статусов (например, округов как полноправных субъектов... в составе других субъектов), проектов реформирования АТД всех уровней, его соотношения с семью президентскими федеральными округами 2000 года и т.д.
При всем том факт остается фактом: регионализация конца XX века саму сетку АТД изменила незначительно.
Парад суверенитетов скорее в нее вписался. И это отличает его от первого парада века, прошедшего в годы революции и гражданской войны. Тогда возник целый класс автономий и много новых губерний, а лет через шесть грянула советская реформа тотального укрупнения. Парад 1990х годов гораздо консервативнее, медлительнее и тем ближе к регионализации периода хрущевских совнархозов, уже не ломавших АТД, а "притиравшихся" к нему.
Итак, периодизация и описание процесса эволюции АТД России свидетельствуют о наличии попеременных волн укрупнения и разукрупнения единиц первого ранга иерархии. Этапы укрупнения и разукрупнения (измельчения), как правило, разделяются длительными фазами устойчивого равновесия. Резкие изменения в существующей структуре АТД происходили, главным образом, в связи с изменениями политического режима государства, а также со сменой принципов региональной политики, политики хозяйственного освоения и управления территорией.
Еще хотелось бы отметить, что не менее интересными явлениями в процессе эволюции системы АТД являются феномены устойчивости и эфемерности существования ее единиц. Приведем лишь несколько примеров (за отсутствием места) такой устойчивости и эфемерности.
В той или иной форме 42 старые губернии продолжили свое существование в советский период как области, края или АССР (за вычетом краткого периода первой советской реформы на рубеже 20х и 30х годов). Это в основном губернии (или области) Европейской России (Владимирская, Воронежская, Вятская, Казанская  Татарская АССР и т.д.) и некоторые в Азиатской (Енисейская  Красноярский край, Иркутская, Якутская область  АССР, Амурская и др.)
 Кроме того, в 19171921 годах возникли 8 новых единиц, которые тоже существуют и поныне (Алтайская, Брянская, Екатеринбургская, Мурманская, Омская, Челябинская). В послевоенное время к ним добавились новые "устойчивые" области (Калининградская, Липецкая, Курганская, Новосибирская, Кемеровская, Магаданская).
К дореволюционным эфемерам… Правообладателем данной работы является Группа Компаний Vip Образование. Копирование, тиражирование, использование текста без согласия Компании запрещено. Приобрести работу Вы можете в офисах учебного центра или дистанционно, перейдя по ссылке Купить готовую работу.


Глава 2  Особенности  административнотерриториального устройства Российской      Федерации.
2.1 Местное самоуправление в России
В настоящее время в России существуют 2 уровня государственной власти, имеющие собственную компетенцию:
1 Власть федеральная, обеспечивающая единство конституционного строя, суверенитет и территориальную целостность России, гарантию прав и свобод человека и гражданина, устанавливающая системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, международные и внешнеэкономические отношения Российской Федерации.
2 Государственная власть субъектов Федерации, обладающих вне пределов ведения полномочий Российской Федерации всей полнотой государственной власти.
Кроме того, статья 72 Конституции РФ оговаривает предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. К ним относятся: обеспечение соответствия нормативных правовых актов субъектов Федерации Конституции РФ и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, режим пограничных зон; вопросы владения, пользования и распоряжения различными природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование и т. д.
Местное самоуправление является важнейшим элементом конституционного строя Российской Федерации. Оно представляет собой тот специфический уровень исполнительной и представительной власти, которая, с одной стороны участвует в осуществлении воли государства, а с другой  наиболее полно учитывает интересы населения. С помощью местного самоуправления, непосредственно опирающегося на инициативу и активность граждан в решении актуальных для конкретной территории проблем, возможно обеспечение устранения многих кризисных явлений в жизни российского общества. Именно поэтому значительная часть работы уделена вопросу местного самоуправления в России.
Понятие местного самоуправления относительно недавно вошло в современную отечественную политическую терминологию. Местное самоуправление как одна из форм осуществления народом своей власти и одна из основ конституционного строя впервые в истории России признано и гарантировано Конституцией Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года (ст.12 Конституции Российской Федерации).
Нормы ч. 2 ст. 3 Конституции РФ определяют, что местное самоуправление является формой народовластия и может осуществляться народом непосредственно (по отношению к местному самоуправлению  через местный референдум и муниципальные выборы), а также через формируемые органы местного самоуправления.
Статьей 12 Конституции РФ местному самоуправлению предоставлена самостоятельность в пределах его полномочий, а также предусмотрено, что «органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти». Таким образом, можно сделать вывод об относительной автономности местного самоуправления, т. е. о существовании в общей системе организации власти в России наделенного собственной компетенцией, самостоятельного в ее пределах и не относящегося к государственным органам института осуществления народом своей власти, имеющего в соответствии со ст. 8 Конституции РФ собственные материальные и финансовые ресурсы (муниципальную собственность).
Частично Конституцией РФ решается вопрос о компетенции местного самоуправления. В соответствии с ч. 1 ст. 130 и ч. 1 ст. 132 предметы ведения местного самоуправления местного определены как «вопросы местного значения». Среди вопросов местного значения в указанных статьях Конституции РФ названы: владение, пользование, распоряжение и управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, осуществление охраны общественного порядка. Причем население и органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
Перечисленными вопросами компетенция местного самоуправления не исчерпывается, так как в ст. 132 упоминаются «иные вопросы местного значения». Значит, такие вопросы могут быть названы в процессе развития законодательной основы местного самоуправления. Кроме того, ч. 2 ст. 132 предусматривает возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями при условии передачи необходимых материальных и финансовых средств. В отличие от решения вопросов местного значения, в реализации отдельных государственных полномочий органы местного самоуправления обладают меньшей самостоятельностью, так как в этой части подконтрольны государству.
Конституция РФ в общем виде определила территориальную основу местного самоуправления.
Важную роль в развитии местного самоуправления России, несомненно, сыграл Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», принятый Госдумой 10 сентября 1997 г. и подписанный Президентом 25сентября 1997 г.
Законом было определено, что местные финансы включают средства местного бюджета, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые средства. Формирование и исполнение местных финансов основывается на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки и гласности.
В июне 1996 г. был принят Указ Президента РФ «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» , в котором выделен специальный раздел «Роль местного самоуправления в развитии федеративных отношений».
В нем подчеркивается, что местное самоуправление играет важную роль в региональной политике. «Основной задачей органов местного самоуправления,  отмечается в Указе,  является обеспечение комплексного решения вопросов обслуживания населения и достижение тем самым политической и социальной стабильности в регионе посредством взаимосогласованных действий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления».
Особо стоит … Правообладателем данной работы является Группа Компаний Vip Образование. Копирование, тиражирование, использование текста без согласия Компании запрещено. Приобрести работу Вы можете в офисах учебного центра или дистанционно, перейдя по ссылке Купить готовую работу.







 

Copyright © 2007-2013 VIP EDUCATION. Все права защищены.


Дипломные работы на заказ | Дипломы на заказ | Дипломные проекты на заказ | Отчеты по практике на заказ | Отзывы клиентов
Союз образовательных сайтов

Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов
Rambler's Top100