Аннотация: |
Введение
Актуальность исследования. В современных условиях формирования гражданского общества и правового государства основной задачей является защита прав и свобод человека, его социальное благополучие. Особую актуальность в этой связи приобретают надежная охрана и защита интересов детей.
Руководствуясь Конвенцией ООН «О правах ребёнка» 1989 г., российский законодатель среди форм семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, отводит приоритетную роль усыновлению (удочерению). Несмотря на первостепенное значение усыновления нельзя сказать, что по своему положению оно занимает центральное место среди других форм передачи ребенка в семью: опека и попечительство, приемная семья. При этом все большее распространение приобретает усыновление российских детей иностранными гражданами.
Действующий Семейный кодекс Российской Федерации (далее СК РФ) много внимания уделил вопросам усыновления. На современном этапе государственного развития Российской Федерации вновь возникли проблемы, связанные с усыновлением детей, оставшихся без попечения родителей.
Предметом проведенного исследования является национальное усыновление, современные проблемы защиты прав и интересов граждан, возникающих в связи с усыновлением, пути устранения их нарушений, а также повышения эффективности судебной защиты.
Целью исследования является проведение комплексного анализа правовых вопросов усыновления (удочерения) ребенка согласно современному российскому законодательству.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи исследования:
обозначение социальной значимости усыновления как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
определение понятия усыновления;
исследование процессуальных особенностей данной категории дел путём анализа законодательства и судебной практики;
выявление проблемных моментов в законодательном регулировании порядка усыновления (удочерения) ребенка;
выработка и обоснование предложений и рекомендаций по совершенствованию гражданского процессуального законодательства и практики его применения.
Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод и отдельные научные методы: исторический, сравнительного правоведения, формальноюридический, методы грамматического и логического исследования, социологического исследования. В работе использован метод критического анализа теоретического и нормативноправового материала.
Теоретическую основу … Правообладателем данной работы является Группа Компаний Vip Образование. Копирование, тиражирование, использование текста без согласия Компании запрещено. Приобрести работу Вы можете в офисах учебного центра или дистанционно, перейдя по ссылке Купить готовую работу.
Глава 1. Общая характеристика усыновления как формы устройства детей
1.1. Понятие и признаки усыновления
Действующий СК РФ также не дает единого легального определения усыновления. Вместе с тем законодатель ввел принципиально новые понятия, обозначенные терминами «формы воспитания» детей, оставшихся без попечения родителей (разд. VI СК РФ), и «формы устройства» детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 121, 123, 124 СК РФ).
По смыслу СК РФ, усыновление в настоящее время должно рассматриваться как одна из форм воспитания и одновременно как приоритетная форма устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей (ст. 124 СК РФ).
Очевидно, что усыновление, будучи приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, естественно, является одной из форм воспитания. Итак, о понятии усыновления можно говорить в следующих смыслах:
1) усыновление форма воспитания детей в семье усыновителя, при которой обеспечиваются условия жизни, равные с условиями жизни родных детей. В этом понятии акцентируется внимание на конечной цели обеспечение ребенку в чужой семье условий, отвечающих той бытовой, психологической, духовной близости, которая существует в родных семьях;
2) усыновление как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, это способ определения юридической судьбы ребенка посредством деятельности государственных, муниципальных органов власти, а также суда, направленный на его устройство в семью усыновителей для воспитания;
3) усыновление юридический факт, устанавливаемый в судебном порядке и порождающий возникновение комплекса правоотношений, аналогичных по содержанию с родительскими;
4) усыновление сложная система правоотношений, различных по правовой природе, в которой усыновитель и усыновленный состоят в правоотношениях как между собой, так и с третьими лицами;
5) усыновление комплексный институт законодательства, содержащий нормы различной отраслевой принадлежности, направленные на регулирование отношений по усыновлению, а также отношений между усыновителем, усыновленным и третьими лицами .
Таким образом, бесспорным остается только само утверждение, что усыновление порождает правоотношения. А вот какие именно правоотношения родительские или подобные родительским? Четкий ответ на данный вопрос в ныне действующем семейном законодательстве России отсутствует.
Представляется … Правообладателем данной работы является Группа Компаний Vip Образование. Копирование, тиражирование, использование текста без согласия Компании запрещено. Приобрести работу Вы можете в офисах учебного центра или дистанционно, перейдя по ссылке Купить готовую работу.
1.2. Соотношение усыновления с другими формами устройства детей на воспитание
Усыновление это особая разновидность правоотношений, имеющих в своем субъективном составе основания возникновения, прекращения и содержания правовых связей между усыновителем и усыновленным, отличных от родительских правоотношений, регулируемых нормами семейного законодательства. Представляется, что единого понятия усыновления быть не может, поскольку невозможно отразить многоаспектную правовую природу этого явления. Вместе с тем действующее законодательство (разд. VI СК РФ) придает правовое значение усыновлению прежде всего как форме воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей. Опека и попечительство одна из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Это промежуточная форма между устройством граждан в специальные учреждения и усыновлением, поскольку подопечный не становится полноправным членом семьи как при усыновлении, однако отдельные элементы семейного воспитания в данном случае присутствуют.
Институт опеки и попечительства носит комплексный характер, поскольку он включает в себя нормы гражданского права, касающегося законного представительства лиц, не имеющих дееспособности, либо ограниченных в ней, а также административноправовые нормы, регулирующие отношения, возникающие между опекунами и попечителями и органами опеки и попечительства . Что же касается семейного права, то оно регулирует отношения, возникающие между опекунами и попечителями и несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей с целью их содержания и воспитания.
Необходимо иметь в виду, что цели опеки и попечительства в гражданском праве (ст. 31 ГК РФ) и в семейном праве (ст. 145 СК РФ) несколько различаются. Так, в п. 1 ст. 145 СК РФ целью опеки или попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, в первую очередь провозглашается их содержание, воспитание и образование и только во вторую защита их прав и интересов, тогда как в гражданском праве наоборот. Согласно п. 1 ст. 31 ГК РФ опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Соответствующие этому права и обязанности опекунов и попечителей определяются семейным законодательством.
Необходимым условием для передачи ребенка на усыновление является обязательное согласие его родителей. Дача согласия на усыновление одно из важных личных неимущественных прав родителей, и его нарушение приводит к существенному нарушению их прав, поскольку усыновление ребенка приводит к полному прекращению правовой связи между ним и родителями .
В некоторых случаях усыновление может быть произведено без согласия родителей. Как правило, это происходит, когда родители в значительной степени утрачивают связь с ребенком. В соответствии со ст.130 СК РФ согласие родителей на усыновление не требуется, если они: неизвестны или признаны судом безвестно отсутствующими; признаны судом недееспособными; лишены судом родительских прав; по причинам, признанным судом неуважительными; более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания .
Усыновление как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, отлична от иных форм устройства детей: 1) по основанию возникновения правоотношений; 2) по характеру правоотношений; 3) по содержанию прав и обязанностей субъектов.
Основанием возникновения правоотношений по поводу усыновления является волеизъявление лица и решение суда, вступившее в законную силу. В приемной семье, при патронатном воспитании основанием возникновения правоотношений является договор; при установлении опеки и попечительства решение администрации.
Различия между … Правообладателем данной работы является Группа Компаний Vip Образование. Копирование, тиражирование, использование текста без согласия Компании запрещено. Приобрести работу Вы можете в офисах учебного центра или дистанционно, перейдя по ссылке Купить готовую работу.
1.3. Правовое регулирование усыновления детей
Положения ст. 144 Семейного кодекса РФ в системе действующего правового регулирования не предполагают отказ по причине несогласия усыновителя в удовлетворении требования об отмене усыновления достигшему совершеннолетия усыновленному, в отношении которого усыновителем было совершено преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего.
Определением Конституционного Суда РФ от 17 декабря 2008 г. отказано в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Ф., которой оспаривалась конституционность ст. 144 Семейного кодекса РФ, согласно которой отмена усыновления ребенка не допускается, если к моменту предъявления требования об отмене усыновления усыновленный ребенок достиг совершеннолетия, за исключением случаев, когда на такую отмену имеется взаимное согласие усыновителя и усыновленного ребенка, а также родителей усыновленного ребенка, если они живы, не лишены родительских прав или не признаны судом недееспособными. По мнению заявительницы, ст. 144 Семейного кодекса РФ не соответствует Конституции РФ, ее ст. ст. 2, 15, 23 и 60, поскольку закрепленное ею условие отмены усыновления при наличии законных оснований согласия усыновителя по достижении ребенком совершеннолетия влечет недопустимое в правовом государстве ограничение конституционных прав усыновленного, в отношении которого усыновителем совершено преступление.
Конституционный Суд РФ указал: «При регулировании общественных отношений федеральный законодатель связан конституционным принципом соразмерности и вытекающими из него требованиями адекватности и пропорциональности используемых правовых средств; в тех случаях, когда конституционные нормы позволяют законодателю установить ограничения закрепляемых ими прав, он не может осуществлять такое регулирование, которое посягало бы на само существо того или иного права и приводило бы к утрате его реального содержания; даже имея цель воспрепятствовать злоупотреблению правом, он должен использовать не чрезмерные, а только необходимые и обусловленные конституционно признаваемыми целями таких ограничений меры (Постановление КС РФ от 14 ноября 2005 года № 10П) .
Таким образом, положения статьи 144 Семейного кодекса Российской Федерации в системе действующего правового регулирования не предполагают отказ по причине несогласия усыновителя в удовлетворении требования об отмене усыновления достигшему совершеннолетия усыновленному, в отношении которого усыновителем было совершено преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего» .
Семейный кодекс РФ в соответствии с положениями Конвенции о правах ребенка к основным началам (принципам) семейного законодательства относит принцип приоритета семейного воспитания ребенка и закрепляет право каждого ребенка жить и воспитываться в семье, насколько это возможно (п. 2 ст. 54). Правовой институт усыновления является одной из основных гарантий соблюдения этого важнейшего права ребенка в случае утраты им родительского попечения.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» даны следующие разъяснения:
Исходя из положений пункта 2 статьи 132 СК РФ суд вправе рассмотреть дело без участия ребенка, достигшего возраста четырнадцати лет, и без получения его согласия на усыновление, если до подачи заявления об усыновлении ребенок проживал в семье усыновителя и считает его своим родителем .
В целях обеспечения тайны усыновления ранее действовавший Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 года (далее КоБС РСФСР) допускал возможность изменения по просьбе усыновителя места рождения ребенка, а также в исключительных случаях даты его рождения, но не более чем на шесть месяцев (ст. 110), независимо от возраста усыновляемого.
Эти меры в числе прочих позволяли сохранить тайну усыновления, например, в тех случаях, когда между возрастом усыновляемого ребенка и возрастом других детей усыновителей имелась разница, которая невозможна по естественным причинам между детьми одних и тех же родителей, а также когда одновременно усыновлялись дети близкого возраста, не являющиеся братьями или сестрами, либо когда женщина, намеревавшаяся усыновить ребенка, имитировала беременность.
В ст. 135 СК РФ 1995 года в тех же целях также была предусмотрена возможность изменения даты рождения ребенка, причем без указания на исключительность таких случаев. Однако срок, на который эта дата может быть сдвинута, был сокращен с шести до трех месяцев. Повидимому, при его сокращении принималось во внимание то, что скрыть подлинный возраст грудного ребенка не всегда возможно и при оказании ему медицинской помощи усыновителям приходится раскрывать тайну усыновления перед медицинскими работниками; слишком большое изменение возраста ребенка может негативно сказаться через отдаленное время на его правах: пенсионных, связанных с вступлением в брак, призывом на военную службу и пр.
В отличие от КоБС РСФСР изменение даты рождения по Семейному кодексу Российской Федерации стало недопустимым, если ребенок к моменту вынесения решения о его усыновлении уже достиг годовалого возраста (абз. второй п. 1 ст. 135 СК РФ в первоначальной редакции). Это ограничение, вероятно, было порождено соображениями о том, что при усыновлении ребенка старше одного года сохранить тайну усыновления еще сложнее, чем при усыновлении грудного ребенка. Разумеется, беременность в таких ситуациях не имитируется. Обычно усыновителям детей старшего возраста, пытающимся сохранить усыновление в тайне, приходится на продолжительное время менять место жительства.
Перечисленные соображения при формулировании правил о возможности изменения даты рождения в ст. 135 СК РФ заслонили их цель обеспечение при усыновлении ребенка провозглашенного в Конституции Российской Федерации права на личную и семейную тайну. В связи с установленными в ст. 135 СК РФ ограничениями ее во многих случаях нельзя сохранить вовсе.
Обосновывая неприменение по этому делу абз. второго п. 1 ст. 135 СК РФ (в первоначальной редакции) и непосредственное применение Конституции Российской Федерации, суд надзорной инстанции сослался на ряд конституционных положений: ч. 1 ст. 15, предусматривающую, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации; законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции; ч. 1 ст. 23, провозглашающую право каждого на личную и семейную тайну; ч. 3 ст. 55, говорящую о возможности ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Как отмечается в Постановлении президиума Тюменского областного суда, установленное в абз. втором п. 1 ст. 135 СК РФ ограничение не отвечает указанным целям и не подлежало применению в рассматривавшемся деле. Решение суда первой инстанции об отказе в изменении даты рождения усыновляемого ребенка не позволяет сохранить семейную тайну, так как разница в возрасте усыновленных детей составляет 45 дней.
Практика выявляет и другой недостаток правового регулирования отношений, связанный с изменением даты рождения усыновленного ребенка, в виде пробела, который вызывает необходимость применять аналогию закона (ст. 5 СК РФ). Дело в том, что подлинная дата регистрации рождения ребенка, отражаемая в свидетельстве о его рождении, может предшествовать дате его рождения, установленной решением суда об усыновлении.
Для обеспечения тайны усыновления ст. 135 СК РФ предусматривает наряду с возможностью изменения даты рождения возможность изменения места рождения усыновленного ребенка. В случае его изменения по решению суда в запись акта о рождении ребенка вносятся сведения о другом месте его рождения. Кроме того, по желанию усыновителей может быть составлена новая запись акта о рождении ребенка органом ЗАГС по месту рождения ребенка, указанному в решении суда (ст. 44 Федерального закона «Об актах гражданского состояния»).
Но и эти правила о возможности изменения места рождения усыновленного ребенка и, как следствие, места государственной регистрации его рождения оказываются в определенных случаях недостаточными для обеспечения тайны усыновления. Речь идет о случаях, когда местом рождения усыновленного ребенка и местом жительства усыновителей является город, имеющий внутреннее территориальное деление и разветвленную структуру органов ЗАГС. При таких обстоятельствах нет нужды в изменении места рождения ребенка в целях сохранения тайны его усыновления.
В целях обеспечения тайны усыновления в подобных случаях, на наш взгляд, может ставиться вопрос об изменении места государственной регистрации рождения и составлении актовой записи о рождении ребенка в другом органе ЗАГС, соответствующем адресу проживания усыновителей на дату регистрации рождения ребенка (действительную или измененную в соответствии с измененной датой рождения ребенка), по аналогии с изменением места рождения ребенка, предусмотренным ст. 135 СК РФ и ст. 44 Федерального закона «Об актах гражданского состояния».
ГПК РФ в первоначальной редакции, действовавшей на момент надзорного пересмотра дела, в отличие от Гражданского процессуального кодекса РСФСР (ст. 327 в редакции Федерального закона от 30 ноября 1995 г. № 189ФЗ), не устанавливал пределов рассмотрения дела судом надзорной инстанции. В отсутствие нормы, так или иначе решающей этот вопрос, в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2003 г. разъяснялось, что исходя из принципа диспозитивности суд надзорной инстанции должен проверить обжалуемые судебные постановления в пределах доводов надзорной жалобы (представления прокурора). Вместе с тем в интересах законности суд вправе выйти за пределы жалобы (представления), проверив обжалуемые постановления в полном объеме, в том числе в необжалованной части и в отношении лиц, не указанных в жалобе (представлении), и вынести при пересмотре судебных постановлений иное, чем предлагается в жалобе (представлении), постановление в порядке надзора.
Отмена решения в полном объеме при таких обстоятельствах не учитывает и специфику дел об усыновлении. Его отмена влечет прекращение возникших вследствие усыновления прав и обязанностей у ребенка и усыновителей, а также у родственников последних (ст. 137 СК РФ).
Учитывая все эти обстоятельства, едва ли можно согласиться с отменой решения в полном объеме при пересмотре дела в порядке надзора по жалобе представителя заявительницы.
Из новой редакции ч. 2 ст. 376 ГПК РФ, данной указанным выше Федеральным законом, следует также, что надзорная жалоба и представление прокурора на судебные постановления, не прошедшие стадию апелляционного или кассационного обжалования, не подлежат рассмотрению в надзорном порядке (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 февраля 2008 г. № 2 «О применении норм гражданского процессуального законодательства в суде надзорной инстанции в связи с принятием и введением в действие Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 330ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации»).
Если при рассмотрении дел об усыновлении или об отмене усыновления суд обнаружит в действиях стороны, должностного или иного лица признаки преступлений, предусмотренных главой 20 УК РФ, он, исходя из части 3 статьи 226 ГПК РФ, сообщает об этом прокурору для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (п. 24) .
Современное законодательство Российской Федерации предусматривает возможность усыновления детей – граждан Российской Федерации иностранными гражданами, гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, и лицами без гражданства. Процедура такого усыновления регламентируется ст. 124, 165 Семейного кодекса Российской Федерации, главой 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), Федеральным законом от 16 апреля 2001 г. № 44ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» , другими нормативными правовыми актами.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002 г. № 217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием» , на основании Федерального закона от 16 апреля 2001 г. №44ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» граждане, желающие принять детей на воспитание в свои семьи, вправе обратиться за информацией о детях, оставшихся без попечения родителей, к любому региональному (как правило, орган управления образованием субъекта Российской Федерации) или федеральному оператору государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, по своему выбору.
Не может быть усыновлен ребенок, хотя и не достигший указанного возраста, но эмансипированный в порядке, предусмотренном законом (ст.27 ГК). С достижением совершеннолетия или при эмансипации лицо признается полностью дееспособным (ст.21 ГК), и необходимость осуществления его воспитания, защита его прав и интересов отпадает, а, следовательно, отпадает и цель усыновления – обеспечение ребенку воспитания в семье.
Тайна усыновления ребенка охраняется законом. Судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка, или должностные лица, осуществившие государственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомленные об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления ребенка (ч. 1 ст. 139 Семейного кодекса Российской Федерации). За разглашение тайны усыновления ребенка против воли его усыновителей указанные лица привлекаются к уголовной ответственности в установленном законом порядке (ч. 2 ст. 139 СК РФ).
Смысл данной нормы оказывает прямое влияние и на порядок судопроизводства по делам об усыновлении, охватывая все его стадии. Однако особого внимания заслуживает сохранение тайны усыновления на стадии возбуждения дела об усыновлении, так как, по справедливому замечанию ряда авторов, сведения, являющиеся предметом тайны усыновления, становятся таковыми только с момента судебного разбирательства дела об установлении усыновления и действующее процессуальное законодательство не гарантирует и не обеспечивает охрану тайны усыновления до разбирательства дела в суде, в частности на этапе подачи заявления в суд, так как нормы главы 29 ГПК РФ не предусматривают специальных правил подачи в суд и принятия заявлений об усыновлении. Сведения, подлежащие обязательному указанию в заявлении, составляют семейную тайну, но при его подаче становятся доступными широкому кругу лиц (помощник судьи, принимающий заявления, работники канцелярии, регистрирующие эти заявления и дела по ним, проверяющие ведение делопроизводства в суде).
Связано это с тем, что согласно подпунктам 2.1, 2.2, 2.3, 2.7 2.9, 3.3 3.5, 7.9 7.11 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденной Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29 апреля 2003 г. № 36, все судебные дела и корреспонденция, как поступающие по почте, так и поданные (доставленные) непосредственно в суд, принятые на личном приеме, принимаются работником отдела делопроизводства, который вскрывает пакеты, регистрирует заявления в журнале учета входящей корреспонденции, и после регистрации, но не позднее следующего рабочего дня, вся поступившая корреспонденция передается по назначению для рассмотрения. Кроме журналов, сведения заносятся и в автоматизированные учетные программы. Затем не позднее пяти дней после передачи заявлений судьям материалы и заявления вновь возвращаются в отдел делопроизводства для оформления. На принятое к производству гражданское дело оформляется учетностатистическая карточка, в которую заносятся сведения о заявителях и заявленных требованиях. Рассмотренное дело вновь передается в отдел делопроизводства. Сотрудник отдела делопроизводства обязан тщательно проверить выполнение всех действий, отметить в учетностатистической карточке дату, результат рассмотрения.
В связи с этим в науке высказываются предложения о введении особого порядка делопроизводства по делам об усыновлении, который бы исключал возможность раскрытия тайны усыновления. Так, А.П. Немежиков предлагает дополнить Инструкцию по судебному делопроизводству в районном суде новым пунктом о принятии заявлений об усыновлении, оформлении и учете дел этой категории, их архивном хранении по аналогии с делами, составляющими государственную тайну. В свете этого предлагается предусмотреть новый пункт названной Инструкции, по смыслу которого принятие заявлений об усыновлении должно производиться председателем суда (исполняющим его обязанности) на личном приеме, заявления должны регистрироваться в отдельном специальном журнале; в этом же журнале должны делаться отметки о возбуждении гражданского дела, присваиваться его отдельный от других дел номер, заводиться учетностатистическая карточка. Рассмотренное дело и статистическая карточка должны передаваться сотруднику отдела делопроизводства, который должен давать подписку об обязанности сохранять в тайне ставшие известными ему сведения и быть предупрежден об уголовной ответственности за разглашение тайны усыновления; дело, карточка к нему и регистрационный журнал должны храниться в отдельном сейфе. Проверку ведения делопроизводства по этим делам надлежит осуществлять работнику Управления Судебного департамента соответствующего субъекта РФ при Верховном Суде РФ, имеющему доступ к этой тайне, по аналогии с допуском к государственной тайне. Кроме того, предлагается закрепить правило, согласно которому о времени и месте проведения подготовки дела к судебному разбирательству и о судебном разбирательстве дела об усыновлении прокурор и органы опеки и попечительства должны извещаться через заявителя .
Если оценивать высказываемое предложение в целом, то следует признать, что в нем есть рациональное зерно. Действительно, на практике рассматриваемые судами дела об усыновлении регистрируются на общих основаниях с остальными делами, что нельзя признать правильным.
Однако вопрос об извещении прокурора и органов опеки и попечительства заявителем представляется практически не реализуемым. Возникают опасения, что прокурор и орган опеки и попечительства не откликнутся на просьбу заявителя о явке в судебное заседание. Кроме того, заявитель, заинтересованный в скорейшем разбирательстве судом дела об усыновлении, не найдя на месте прокурора или представителя органа опеки и попечительства, может оставить эту информацию другим лицам, осуществляющим трудовую деятельность в прокуратуре соответствующего уровня, или работникам органа опеки и попечительства. В этом случае налицо сразу несколько неблагоприятных последствий: вопервых, данная информация становится известной неограниченно широкому кругу лиц, которые могли быть и не посвященными в эти вопросы в случае извещения соответствующих лиц судом; вовторых, срыв процесса по причине неявки прокурора и представителя органа опеки и попечительства; втретьих, возможность отмены вынесенного по делу об усыновлении решения по причине ненадлежащего извещения лиц, участвующих в деле; вчетвертых, сложность с определением надлежащего извещения при таких обстоятельствах.
Думается, что это неполный перечень проблем, возникающих при анализе предложенного способа совершенствования процессуального законодательства применительно к вопросу об усилении гарантий сохранения тайны усыновления.
Более того, ведение особого порядка делопроизводства по делам данной категории, который бы исключал возможность раскрытия тайны усыновления, не предусмотрено ни законом, ни иными нормативными актами. Вместе с тем есть примеры того, как на высокий уровень поставлено делопроизводство по рассматриваемой категории дел для сохранения тайны усыновления в стенах самого суда. Следовательно, соответствующие изменения необходимо вносить не в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, а в организацию делопроизводства в судах, в связи с чем существующие в науке предложения отчасти следует поддержать. Так, например, удачно организована работа в судах Липецкой области: после принятия судьей заявления об усыновлении оформлением дела, заполнением статистической карточки занимается начальник отдела по гражданским делам, который вносит сведения о поступившем заявлении в отдельный журнал учета входящей корреспонденции заявлений об усыновлении. После рассмотрения дела и оформления его секретарем судебного заседания оно сдается лично начальнику отдела и хранится у него в сейфе. Из суда дела на изучение поступают в опечатанной коробке для того, чтобы информация не стала доступной посторонним.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что установленное законодателем требование о сохранении тайны усыновления в интересах несовершеннолетних детей … Правообладателем данной работы является Группа Компаний Vip Образование. Копирование, тиражирование, использование текста без согласия Компании запрещено. Приобрести работу Вы можете в офисах учебного центра или дистанционно, перейдя по ссылке Купить готовую работу.
Глава 2. Процедура усыновления детей
2.1. Субъекты правоотношений усыновления, их права и обязанности
СК РФ отдается предпочтение усыновителям, являющимся гражданами РФ и проживающим на территории РФ, а также родственникам ребенка (независимо от их гражданства и места жительства) перед усыновителями иностранными гражданами. Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представилось возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ, или на усыновление родственникам ребенка независимо от места их жительства и гражданства .
В отношении каких детей допускается усыновление? Специалисты опираются на такое понятие, как «способность» лица быть усыновленным (adoptability), причем эта способность может рассматриваться с социальнопсихологической и с юридической точек зрения.
В следующих странах возможно усыновление совершеннолетних: в Австрии, Бельгии, Германии, Испании, Италии, Румынии, Франции, Швеции, Швейцарии.
1.1. «Способность» быть усыновленным с социальнопсихологической точки зрения означает такое психическое состояние ребенка, которое позволит ему интегрироваться в семью усыновителя; прежде всего здесь важна сила эмоциональной привязанности ребенка к его родителям. Но не менее важно и то, какие именно мотивы движут усыновителями. Так, психологи предостерегают от двух распространенных ошибок:
отношение к усыновленному ребенку не должно выражаться в следующих словах: «за неимением своего», «на худой конец». Если это так, то эмоциональная привязанность усыновителей не выдержит первых же трудностей;
усыновление не должно восприниматься усыновителями как «благодеяние»; они не должны думать, что, усыновив ребенка, тем самым спасли его от несчастного детства. Если это так, то у ребенка не сможет развиться стабильная эмоциональная привязанность к усыновителям.
1.2. «Способность» быть усыновленным с юридической точки зрения означает, что ребенок отвечает всем установленным законом условиям, необходимым для производства усыновления. Эти условия касаются возраста ребенка, наличия или отсутствия у него братьев и сестер и др.
Возраст.
В первой половине XX в. охотнее усыновляли детей в возрасте четырех шести лет, так как с точки зрения психологии считалось, что в этом возрасте уже виден характер ребенка и уровень его интеллекта. В 50х годах, напротив, именно новорожденные стали объектом пристального внимания усыновителей, так как психологические исследования показали всю важность первых лет жизни и значимость эмоциональной привязанности, возникающей в как можно более ранний период жизни ребенка>.
Однако исключением являются страны, где законодатель счел нужным установить максимально возможный возраст ребенка. Так, в Ирландии ребенок не должен быть старше семи лет. В Нидерландах в случае межгосударственного усыновления ребенок не должен быть старше шести лет.
В деле против Нидерландов заявители, супружеская пара, утверждали, что запрещение законодательством Нидерландов усыновления иностранных детей старше возраста начала обучения в школе и/или их усыновление супружескими парами, которые на 40 и более лет старше усыновляемого ребенка, является нарушением их права на создание семьи согласно ст. 12 Европейской конвенции по правам человека. Комиссия установила, что для принятия такого законодательства правительство имело объективную и обоснованную цель и что принятые меры не являются непропорциональными по отношению к этой цели.
Наличие братьев и сестер (fratrie, siblings). Только в Италии, Румынии и во Франции законодательно установлен принцип нераздельности братьев и сестер при усыновлении. От данного принципа можно отойти, только если к этому «вынуждают серьезные причины» (Италия, ст. 22 Закона 1983 г.); «если обстоятельства делают это требование невозможным или если интерес ребенка требует другого решения» (Франция, ст. 3715 ГК); «если этого требует интерес ребенка» (Румыния, ст. 6 Закона об усыновлении 2004 г.).
Европейский суд по правам человека в деле Олссон от 24 марта 1988 г. признал, что родные братья и сестры могут иметь право на семейную жизнь, констатировав нарушение шведским правительством ст. 8 Европейской конвенции, которое шведское правительство допустило в результате разлучения трех родных братьев, взятых под государственную опеку.
Факт состояния в родстве. Что касается возможности усыновить ребенка, признаваемой за лицами, состоящими с ним в родстве, законодательство весьма различается.
Родители. До сих пор в ряде стран сохранился запрет на усыновление своего ребенка в Бельгии, Германии, Дании, Испании, Италии, Нидерландах, Швейцарии. Причины такого запрета двояки. С одной стороны, это следы влияния канонического права, которое запрещало усыновление незаконнорожденных детей их родителями. С другой стороны, опасение, что возможность усыновления своего ребенка приведет к искажению цели института усыновления, которая состоит в создании отношений родства именно между лицами, не связанными отношениями кровного родства.
Другие родственники. В Испании (ст. 175.3 и 176.2 ГК), Нидерландах (ст. 228.1.b) запрещается усыновлять брату/сестре и бабушке/дедушке ребенка. В Румынии (ст. 8 Закона об усыновлении 2004 г.) запрещается усыновление между братьями и сестрами, но межгосударственное усыновление разрешается … Правообладателем данной работы является Группа Компаний Vip Образование. Копирование, тиражирование, использование текста без согласия Компании запрещено. Приобрести работу Вы можете в офисах учебного центра или дистанционно, перейдя по ссылке Купить готовую работу. |