Справочная информация:  
Главная - Дипломные работы, выпускные квалификационные работы, дипломные проекты, дипломы MBA, диссертации, курсовые работы, рефераты, отчеты по практике на заказ
Условия
Услуги
Стоимость
Прайс-лист
Способы оплаты
(495) 772-08-16 Москва
(812) 953-61-55 Санкт-Петербург
(8622) 95-57-82 Сочи
(863) 275-84-86 Ростов-на-Дону
(919) 993-83-30 Тюмень
(916) 814-41-53 Регионы
Коллектив Образцы работ Контакты Вакансии Наши клиенты  
 
 



        Обратный звонок  

Ваше имя*
Город*
Телефон*  
E-mail
Тематика разговора*


     

* - Поля, обязательные для заполнения


        Каталог готовых работ

Анализ хозяйственной деятельности
Аудит
Банковское дело
Бухгалтерский учет
Городской кадастр, землеустройство
Государственное муниципальное управление
Государственное муниципальное управлениеПовышение эффективности деятельности местных органов власти по управлени
Гражданское право
Земельное право
История
Конституционное право
Криминалистика
Логистика
Маркетинг
Международные стандарты финансовой отчетности
Менеджмент организации
Педагогика
Право
Психология
Социальная работа
Спортивный менеджмент
Статистика
Трудовое право
Туризм
Уголовное право
Уголовный процесс
Управление персоналом
Управление проектом
Физическая реабилитация
Финансовое право
Финансовый менеджмент
Финансы и кредит
Экономика и управление на предприятии
Юриспруденция


        Информация

Презентация для защиты дипломной работы

Ни для кого не секрет, что уже во многих ВУЗах России необходимо предоставлять презентацию для защиты дипломных проектов. Нет ничего проще! Оформите заказ на выполнение дипломной работы и составление презентации и получите дополнительную скидку 5%.



Размещение рекламы

По вопросам размещения рекламы обращайтесь по контактным телефонам (495)772-08-16, (812)953-61-55

 

Тренинг педагогического общения в дошкольном учреждении


Код работы: 4314
Тип работы: Дипломная работа
Название темы: Тренинг педагогического общения в дошкольном учреждении
Предмет: Юриспруденция
Основные понятия: Диплом ВКР
Количество страниц: 85
Стоимость: 3450

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
Глава 1. ТРЕНИНГ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ………9
1.1.Общение как процесс установления и развития контактов между людьми…………………………………………………………………………..9
1.2.Понятие «тренинг»…………………………………………………16
1.3.Пути совершенствования психологопедагогической подготовки будущих воспитателей…………………………………………………………22
Глава 2.ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ К ЛИЧНОСТНООРИЕНТИРОВАННОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ДЕТЬМИ (на примере МДОУ № 48 г. Томска)………………………………………………………………………….30
2.1.Анализ концепции личностноориентированного образования..30
2.2.Анализ готовности коллектива воспитателей к личностноориентированному взаимодействию с воспитанниками……………………..34
2.3.Опытноэкспериментальная работа по подготовке будущих воспитателей в процессе профессионального образования (ОГБОУ «Томский государственный педагогический колледж»)………………………………..39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………...62
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………..65
 



Аннотация:


ВВЕДЕНИЕ

Современное социальнопсихологическое напряжение в обществе выдвинуло на первый план профессиональной деятельности педагога его умение взаимодействовать с обучаемым, благодаря которому в общение включаются равноправные партнеры, реализуются разные по значимости и содержанию личностные позиции, появляется возможность выйти из привычных социальноролевых стереотипов. Поэтому в последнее время в практику образовательных учреждений прочно входят активные формы и методы социального обучения, среди которых приоритетным является тренинг.
«Тренинг педагогического общения» предполагают активное участие слушателей в практических занятиях, направленных на овладение технологией, коррекцию своего собственного поведения в ситуации общения.
Тренинг (обучать, воспитывать)— метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Тренинг достаточно часто используется, если желаемый результат — это не только получение новой информации, но и применение полученных знаний на практике.
Тренинг может рассматриваться с точки зрения разных парадигм:
тренинг как своеобразная форма дрессировки, при которой при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного — «стираются» нежелательные;
тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков;
тренинг как форма активного обучения, целью которого является передача знаний, развитие некоторых умений и навыков;
тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.
Профессиональному росту педагога способствует организация повышения квалификации как в виде проблемноаналитических семинаров, практикумов с моделированием фрагментов педагогической реальности и их обсуждением, интенсивного погружения и глубокой концентрации на материале, аттестации так и за счет участия в активных формах: тренингах, деловых играх и т.п. В отличие от традиционных способов повышения квалификации тренинги в первую очередь направлены на формирование и развитие педагогических компетентностей, ценностного отношения к индивидуальному и профессиональному опыту, рефлексивной культуры педагога.
Участвуя в таких тренингах, педагоги не только осваивают новую информацию, методы и средства работы или приобретают отдельные навыки, но и развиваются за счет анализа собственных стереотипов и неэффективных образцов деятельности, а также синтезирования более эффективных способов решения проблем. В ходе такого обучения, выступающего в единстве с творческим решением сложных сиутаций, педагог приобретает навыки осознания своих мыслей, состояний, оснований собственных действий, внутреннего мира других людей, а также событий с его участием.
В тренинговых, групповых формах происходит активизация каждого участника для приобретения опыта саморазвития в процессе взаимодействия. Под категорией «взаимодействие» обычно понимается процесс непосредственного и опосредованного воздействия субъектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Этот процесс можно рассматривать в широком и узком смыслах. В широком смысле это такой контакт субъектов, в результате которого происходят взаимные изменения их поведения, деятельности, установок, отношений. В узком смысле это система взаимно обусловленных действий, связанных причинной зависимостью, при которой действие каждого из субъектов выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение (действия) остальных. При этом, в ряде исследований (Н.В. Жутикова, М.М. Рыбакова, И.С. Кон и др.) указывается, что педагог не всегда придает особое значение общению в ходе организации учебновоспитательного процесса (на что психолог, наоборот, обращает самое пристальное внимание). Методическая сторона педагогом оценивается как более важная, чем коммуникативная.
Актуальность проблемы педагогов ДОУ обусловлена высокой личностной включенностью в педагогический процесс. Профессия педагога очень тесно связана с повышенным эмоциональным фоном. Большая эмоциональная нагрузка приводит к тому, что педагог постоянно находится в состоянии эмоционального стресса. Поэтому в педагогической среде возникает большой риск эмоциональных срывов, «эмоционального выгорания».
Проблема становления и развития межличностных отношений детей привлекает внимание как психологов, так и педагогов. Этой теме посвящено значительное количество экспериментальных и теоретических исследований (В.К.Котырло, Я.Л.Коломинский, Т.А.Репина и др.). Разработка всех этих вопросов представляет исключительный теоретический и практический интерес.
Цель дипломного проекта: рассмотреть тренинг  педагогического общения в дошкольном учреждении.
Задачи:
изучить процесс общения как процесс установления и развития контактов между людьми;
рассмотреть понятие «тренинг»;
предложить пути совершенствования психологопедагогической подготовки будущих воспитателей;
провести анализ концепции личностноориентированного образования;
анализ готовности коллектива воспитателей к личностноориентированному взаимодействию с воспитанниками;
Провести опытноэкспериментальную работу по подготовке будущих воспитателей в процессе профессионального образования (ОГБОУ «Томский государственный педагогический колледж»).
Предметом исследования является: влияние стиля педагогического общения на нравственное поведение дошкольников.
Объект: дети дошкольного возраста.
Основной опытноэкспериментальной базой явилось Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное  учреждение, детский сад общеразвивающего вида № 48 г. Томска.
Теоретическую базу исследования составили труды следующих авторов: Абрамовой Г.С., Выготского Л.С., Головей Л.А., Кулагиной И.Ю., Колюцкого В.Н. Мухиной В.С., Моревой Н.А., Жеребкиной В. Ф., Панфиловой  А. П., Хвостова А.А., Шадрикова В.Д. и др.
Исследования ученых, педагогов, психологов (Е.А. Аркин, В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Р.С. Буре, А.В. Запорожец, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин и др.) показывают, что дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного развития детей. Именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности.
Структура дипломной работы … Правообладателем данной работы является Группа Компаний Vip Образование. Копирование, тиражирование, использование текста без согласия Компании запрещено. Приобрести работу Вы можете в офисах учебного центра или дистанционно, перейдя по ссылке Купить готовую работу.

 
Глава 1. ТРЕНИНГ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

1.1.Общение как процесс установления и развития контактов между людьми

В последнее время большое количество исследований посвящено разнообразным проблемам общения. И это не случайно, поскольку именно общение между людьми помогает развитию и формированию личности. Взаимодействуя с себе подобными, человек начинает осознавать свою социальную значимость. Общение — это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера.
В процессе взаимодействия между людьми складываются определенные отношения, влияющие на конечный результат любого из видов человеческой деятельности. Поскольку в процессе общения реализуются различного рода взаимодействия и складываются разнообразные отношения, то его можно представить как субъектсубъектные взаимоотношения, где каждый участник общения активен. Активность выражается в том, насколько инициативно при общении человек воздействует на партнера, как попеременно воспринимают друг друга участники общения, и в том, что воспринимает в действиях партнера противоположная сторона. Общение носит субъектсубъектный характер еще и в зависимости от того, в какой из четырех ситуаций общения находятся люди :
1. Цель общения находится вне непосредственного взаимодействия субъектов.
2. Цель общения заключается непосредственно в самом взаимодействии.
3. Цель общения состоит в приобщении партнера к опыту и ценностям инициатора общения.
4. Цель общения, наоборот, заключается в приобщении инициатора общения к ценностям другого партнера.
Поскольку главное в общении — это взаимоотношения, то их разделяют на такие типы :
1. Индивидуальноличностное общение (я—я).
2. Индивидуальноколлективное (я—мы).
3. Коллективнообщественное (мы—мы).
Каждому типу общения присущи свои особенности, мотивы, задачи, объект общения, которые определяют характер человеческого взаимодействия.
В качестве объекта общения может выступать как другой человек, так и предметы, явления, так как участники общения не всегда направляют свои действия друг на друга.
Задачи общения реализуются через разнообразные действия, которые предпринимают партнеры по общению.
Потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей. А через них и с их помощью — к самопознанию и самореализации. Выделяют следующие потребности :
— в престиже. Часто люди нуждаются в признании своих способностей, поэтому, надеясь на восхищение, положительные оценки, идут на контакт с людьми, которые будут оценивать их положительно;
— в доминировании — это стремление оказывать активное влияние на образ мыслей, поведение, вкусы, установки другого человека;
— в аффилиации — проявляется в общении ради самого процесса общения и поддержания теплых отношений, устранения одиночества;
— в безопасности — выражается в том, что общение происходит ради снижения страха, тревоги, и в такой ситуации даже незнакомые люди становятся весьма значимыми;
— быть индивидуальностью — это стремление к такому общению, при котором можно прочитать на лице, в поведении другого человека признание своей неповторимости, уникальности, необычности;
— в покровительстве или заботе о другом — проявляется в необходимости комуто помогать и испытывать при этом удовлетворение. Но иногда эта потребность превращается в одну из форм самоутверждения;
— в познании — часто мотивирует общение, поскольку человек и его деятельность рассматриваются как источник информации. Познавая других, мы познаем и себя тоже;
— в красоте. Сильные эстетические переживания реализуются в общении.
Потребность порождает состояние, характеризующееся напряженностью, ощущением недостатка чеголибо. Оно завершается принятием решения действовать, и человек начинает искать контакты с другими людьми.
Существует несколько классификаций функций общения. По одной из классификаций говорят об :
1. Информационнокоммуникативной функции, которая служит для передачи и приема информации с помощью различных вербальных и невербальных средств общения.
2. Регуляционнокоммуникативной, которая заключается в регулировании поведения партнеров по общению через общий стиль деятельности, совместимость людей, синхронность их действий и т. д.
3. Аффективнокоммуникативной, которая выражается в отношениях между субъектами общения, затрагивает их эмоциональную сферу. В процессе общения происходит обмен эмоциями: сопереживанием, гневом, равнодушием.
Дополняют эту классификацию функции организации межличностных отношений, познание другого человека, взаимовлияние, эстетическая функция.
По другой классификации выделяются:
1. Инструментальная функция общения, необходимая в совместном труде для процесса управления или передачи информации.
2. Синдикативная функция, предназначенная для сплочения малых и больших социальных групп.
3. Трансляционная функция, которая нужна в процессе обучения для передачи знаний, умений, навыков, оценочных критериев.
4. Функция самовыражения, ориентированная на поиск и достижение взаимного понимания в процессе общения.
По критерию цели общения можно выделить восемь функций общения:
1. Контактная. Ее цель заключается в установлении контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и поддержанию взаимосвязи.
2. Информационная. Ее цель выражается в обмене информацией, мнениями, замыслами, решениями.
3. Побудительная. Цель — стимулирование активности партнера для выполнения определенных действий.
4. Координационная. Цель — взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной работы.
5. Функция понимания направлена на восприятие смысла сообщения, намерений, установок партнера по общению.
6. Амотивная заключается в обмене эмоциональными состояниями, возбуждении в партнере нужных переживаний.
7. Функция установления отношений. Цель — осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых межличностных сообществ.
8. Функция оказания влияния. Ее цель — изменение состояния, поведения, установок, мнений, потребностей, действий партнера по общению.
Функции общения, а также мотивы, потребности реализуются в видах общения, которые разделяются на бытовое, деловое, специальнопрофессиональное, общенаучное, социальнополитическое.
В свою очередь, педагогическое общение  это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке или вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися внутри ученического коллектива.
Педагогическое общение  многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.
Важнейшим элементом стиля учреждения является культура речи сотрудников. Требования к речи педагога :
1. Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.
2. Точность – соответствие смыслового содержания речи и информация, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
3. Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связанного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
4. Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование словпаразитов, диалектных и жаргонных слов.
5. Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
6. Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируется основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образованности речи.
7. Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладанием чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
Профессиональнопедагогическое общение  это система приемов и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач педагогической деятельности и организующих, направляющих социальнопсихологическое взаимодействие педагога и воспитуемых.
Пытаясь выяснить причины, делающие общение одним из сильнейших факторов, участвующих в формировании личности, было бы большим упрощением видеть его воспитательное значение только в том, что вступающие в общение люди получают таким образом возможность передать друг другу знания об окружающей их действительности, которыми они обладают, а также умения и навыки, требующиеся обычно человеку для успешного выполнения предметной деятельности.
Воспитательное значение … Правообладателем данной работы является Группа Компаний Vip Образование. Копирование, тиражирование, использование текста без согласия Компании запрещено. Приобрести работу Вы можете в офисах учебного центра или дистанционно, перейдя по ссылке Купить готовую работу.
 

1.2.Понятие «тренинг»

В современной психологии понятие «тренинг» имеет множество трактовок, что приводит к обозначению словом «тренинг» самых разных форм, приемов, а также способов и средств, используемых в психологии.
Само слово «тренинг» (от англ. training) означает обучение, тренировку или дрессировку. Емельянов Ю.Н. определяет этот термин как группу методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности.
Немецкий ученый М. Форверг ввел в психологию термин «социальнопсихологический тренинг». В отечественной психологии исследования, посвященные проблемам социальнопсихологического тренинга, появились в начале 80х годов XX века. В работах Л.А. Петровской по данной тематике социальнопсихологический тренинг определяется как форма психологического воздействия в процессе интенсивного обучения в групповом контексте.
Основной целью социальнопсихологического тренинга, как считает В.П. Захаров, является овладение социальнопсихологическими знаниями в активной форме. С его точки зрения, спецификой работы тренинговых групп является осознание в процессе работы группы особенностей поведения каждого участника; развитие умений и навыков делового общения; сплочение группы на основе единых целей и задач обучения, норм и правил взаимодействия.
Макаров Ю.В. считает, что тренинг – это комплекс активных групповых методов, применяющихся в процессе преобразующего воздействия на личность. В таком случае главным системообразующим компонентом тренинга является именно психологическое воздействие группы на личность .
Проблема психологического воздействия является одной из основных в психологии. Под психологическим воздействием Ковалев А.Г. понимает воздействие одного индивида на психику другого индивида (группы), которое в своей произвольной форме исходит из определенного мотива и преследует цель изменения и укрепления взглядов, мнений, отношений, установок и других психологических явлений.
Можно выделить парциальное и глобальное преобразование психики под влиянием психологического воздействия. О парциальном преобразовании психики можно говорить, например, в том случае, когда силой педагогического воздействия учитель может перестроить отношение ученика к какомулибо одному предмету . В случае глобального преобразования перестраивается целая группа психических явлений, таких как эмоциональная сфера личности, поведенческий и ценностный аспекты.
Психологическое воздействие по форме может быть вербальным или невербальным (позы, мимика, жесты и т.д.). Cоотношение вербальных и невербальных средств психологического воздействия может быть различным в зависимости от цели воздействия. В одних случаях они могут совпадать, усиливая друг друга, в других не совпадать и противоречить друг другу.
Невербальные сообщения часто отличаются от вербальных, а по совпадениям и расхождениям между ними можно догадаться о том, что происходит с человеком в тот или иной момент. В невербальной коммуникации важные намёки могут быть обнаружены быстрее, чем в словах, так как люди часто реагируют раньше, чем оказываются готовы или способны выразить словами.
Умение распознавать и адекватно использовать средства воздействия –важнейший показатель мастерства психотренера. Он должен учитывать многие обстоятельства при наблюдении за невербальной коммуникацией.
Воздействие может осуществляться в двух системах отношений:
«субъектобъектной» и «субъектсубъектной». В первой системе отношений субъекту отводится роль манипулятора, объекту – роль манипулируемого. В субъектсубъектной системе устанавливается равенство психологических позиций.
Такие системы отношений непосредственно связаны с двумя основными парадигмами групповой психотерапии. В соответствии с первой парадигмой психика и человек в целом рассматриваются как пассивный объект воздействия внешних условий. Воплощением этого подхода является бихевиоризм. Сущность бихевиористических программ заключается в идее управления человеком через систему стимулов, посредством которых можно вызвать желаемую реакцию.
Другая парадигма основана на вере в конструктивное начало человеческой природы. В западной психологии этот подход разработан в гуманистической психологии, основы которой заложили А. Маслоу, Р. Мэй, Э. Фромм, К. Роджерс и др. К. Роджерсу принадлежит основная роль в разработке практики воздействия на принципах «гуманистической психологии». Он является основателем клиентцентрированной теории и практики психотерапии. К. Роджерс выдвинул идею «модели роста» как цель психотерапевтического воздействия. По мнению автора, человек обладает собственной активностью, идущей изнутри, стремлением к росту, прогрессу, к реализации собственного потенциала.
Понимая все преимущества проведения тренингов для работников, необходимо, тем не менее, иметь четкое представление, для чего проводится тренинг, какую задачу он призван решить.
Главная и конечная цель любого тренинга – это получение и совершенствование определенных знаний и навыков педагога .
Процесс воспитания и обучения ребенка – это взгляд человечества в будущее. Мы живем в стремительно меняющимся мире, в эпоху информаций, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета и т.п.
Информационные технологии дают нам все новые возможности, но и многого требуют от нас: понимать и принимать новые реалии жизни, быстро ориентироваться, обучаться, точно и грамотно выражать свои мысли и понимать других людей.
В современном обществе появляется необходимость повышения компетентности педагогов в ДОУ как общеразвивающего, комбинированного, так и компенсирующего видов и формирование у них качеств профессионально значимых для педагогической деятельности. Поэтому решение современных задач всё больше требуют не узкоспециального, а системного подхода, умение видеть проблему в целом и отдаленные последствия своих действий. Для этого необходимо обучаться новым способам общения, направленных на внимательное отношение к партнеру, пониманию цели общения и желаемого результата взаимодействия.
Таким образом, воспитание и обучение в ДОУ должно быть направлено на всестороннее развитие личности ребенка, в котором педагог совершенствуется сам, улучшая развитие своих воспитанников.
Психологический тренинг — это упражнения, атмосфера, особое состояние души каждого участника . Но прежде всего тренинг — это определенная концепция человеческих отношений. Концепция, личностно воспринятая и технологически воплощенная ведущим.
Опубликованные Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предполагают наличие у воспитателей психологической компетентности, поскольку требуют от педагога решения психологопедагогических задач в ходе профессиональной деятельности. В настоящее время преподаватели кафедры дошкольного образования Института развития образования занимаются повышением квалификации воспитателей дошкольных образовательных учреждений, формируя компетентных, ответственных, свободно владеющих своей профессией, способных к эффективной работе по ФГТ, педагогов. Для успешного решения психологопедагогических проблем, воспитатель должен быть готов к постоянному профессиональному росту, владеть глубокими знаниями по возрастной психологии, навыками психологической работы с детьми дошкольного возраста с разным уровнем развития. С этой целью педагоги кафедры проводят тренинговые, лекционные и семинарские занятия, насыщая их элементами современных психологопедагогических методик. Данная работа позволяет выявить имеющиеся у воспитателей пробелы в знаниях, не позволяющие им решать следующие проблемы, возникающие в работе:
1) трудности в работе с детьми, испытывающими дефицит внимания – 26,9 %;
2) развитие игровой деятельности – 12,8 %;
3) асоциальное поведение ребёнка из неблагополучных семей – 11,5 %; 4) присвоение ребёнком чужих вещей – 8,8 %;
5) обучение ребенка, нуждающегося в индивидуальном обучении, или коррекционной школе – 7,7%;
6) робкие, застенчивые дети – 5,1 %;
7) агрессивное поведение родителей, препятствующих процессу обучения – 5,1 %;
8) социальное расслоение – 5,1 %;
9) другие – 4,2 %.
Решение этих психологопедагогических проблем происходит в ходе тренинговых, семинарских и практических занятий на курсах повышения квалификации. Активное обучение воспитателей умениям и навыкам работы с подобными детьми связывается с теоретическими знаниями. Участие в подобной работе служит хорошей подготовкой к практической педагогической деятельности в новых условиях, обеспечивает более лёгкую адаптацию в детских коллективах детей и педагогических коллективах, освоение норм делового общения. Перед педагогами ставятся задачи, решение которых требует привлечения знаний из разных дисциплин, умение рассмотреть и проанализировать психологопедагогическое явление с разных сторон.
Психологический тренинг для воспитателей образовательных учреждений является той формой, которая обеспечивает единство теоретической и практической подготовки … Правообладателем данной работы является Группа Компаний Vip Образование. Копирование, тиражирование, использование текста без согласия Компании запрещено. Приобрести работу Вы можете в офисах учебного центра или дистанционно, перейдя по ссылке Купить готовую работу.
 

1.3.Пути совершенствования психологопедагогической подготовки будущих воспитателей

Профессиональная деятельность педагога дошкольного образовательного учреждения связана с необходимостью постоянного общения с широким кругом людей: детьми с разными индивидуальнопсихологическими характеристиками, родителями, имеющими различный образовательный и возрастной статус, коллегами, администрацией детского сада и др.
Профессия воспитателя детского сада относится к социальнопедагогическим видам деятельности к сфере профессий типа «человек  человек». Деятельность педагогов связана с напряженными ситуациями и эмоциональными факторами как объективными, так и субъективными, влияющими на психофизическое здоровье педагогов. Это конфликтные ситуации во взаимоотношениях с коллегами и администрацией ДОУ, трудности во взаимодействии с детьми и их родителями и др.
Неблагоприятное воздействие этих факторов может вызвать у педагогов сильное эмоциональное напряжение и стрессы; 60% заболеваний имеет психосоматическую основу, т.е. заболевания являются реакцией организма на физиологические стрессы и психологические травмы .
Достаточно быстро происходит эмоциональное истощение педагогов. Исследователи отмечают, что у педагогов дошкольных учреждений существует высокий риск возникновения «эмоционального выгорания». В результате повышается тревожность, агрессивность, раздражительность, появляется подавленное настроение, бессонница. Под действием этого личность приобретает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, авторитарность и т.д. А ведь от психологического здоровья педагога ДОУ во многом зависит психологическое здоровье детей. Актуальность проблемы «эмоционального выгорания» педагогов ДОУ обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности воспитателя.
Т.И.Рогинская выделяет, что симптомы «эмоционального выгорания» указывают на характерные черты длительного стресса и психической перегрузки и выделяет 4 стадии ЭВ:
1. Завышенные ожидания и идеализм
Признаки: восторженное отношение к работе, самоотверженность и увлеченность, высокая активность.
Пессимизм и раннее разочарование в работе.
Признаки: физическая и моральная усталость, отчаяние и разочарование, снижение морального духа, скука, ранние признаки стресса.
Самоотстранение и изоляция.
Признаки: уклонение от контактов с коллегами, гнев и враждебность, сильный негативизм, депрессия, физическая и моральная усталость.
Необратимая отчужденность и утрата интереса.
Признаки: очень низкая самооценка, опоздания на работу, устойчивое негативное отношение к работе, цинизм.
В перспективном плане работы педагогапсихолога ДОУ должно быть отведено важное место вопросам «эмоционального выгорания» педагогического коллектива.
Важнейшей задачей подготовки специалистов дошкольного профиля – формирование у них таких значимых психологопедагогических умений, как аналитические, проектировочные, конструктивные, а также овладение педагогическими технологиями. Поэтому приоритетным направлением профессионального образования является поиск путей совершенствования психологопедагогической подготовки будущих воспитателей.
В структуре профессиональной готовности педагога традиционно выделяются три взаимосвязанные стороны: теоретическая, психологическая и практическая. Теоретическая определяет системность психологопедагогических знаний, структурированность представлений о коммуникативном процессе в целом, в том числе о его структуре механизмах. Психологическая сторона  направленность на организацию взаимодействия с детьми в деятельности и на занятиях, проявляющаяся в наличии установок на их реализации. Практическая сторона включает необходимые умения и навыки, способные обеспечить эффективность организации взаимодействия с детьми.
Эти три стороны являются взаимозависимыми, так как даже очень высокий уровень теоретической подготовки, не подкрепленный психологической установкой на организацию личностноориентированного взаимодействия с детьми и необходимыми практическими умениями и навыками, не обеспечивает успешность педагогической деятельности воспитателя. Поэтому в процессе обучения необходимо трансформировать теоретические знания в практические умения и навыки, создавать условия для накопления и осмысления педагогического опыта по организации личностно ориентированного взаимодействия с детьми, способствовать расширению и обогащению коммуникативного опыта самого воспитателя. Для этого в содержание учебнопрактической деятельности необходимо включить систему заданий, соответствующих деятельности по организации личностно ориентированного взаимодействия с детьми дошкольного возраста и создающих условия для ее реализации.
В структуре профессиональной готовности нужно выделять следующие компоненты: потребностномотивационный, коммуникативнотехнологический, операциональнодейственный, интеллектуальнопознавательный, эмоциональноволевой, оценочноатрибутивный . Они включают мотивационноценностное отношение к деятельности, профессионально и социально значимые качества личности, совокупность профессиональнопедагогических знаний и умений, а также опыт их использования на практике; при этом мотивационная сфера является логическим центром и определяет профессиональнопедагогическую и познавательную направленность личности будущего воспитателя.
Учитывая логику построения учебного процесса в педколледже, нами была разработана методика формирования профессиональной готовности будущих воспитателей к взаимодействию с детьми дошкольного возраста, реализующаяся в несколько этапов: профессиональноориентационный; теоретический; проектировочнообучающий, учебнопрактический (технологический); профессиональнопрактический.
Основное содержание профессиональноориентационного этапа заключается в формировании направленности студентов на предстоящую педагогическую деятельность в целом. Для этого можно использовать разнообразные формы внутригрупповой деятельности (ролевые игры, коллективные творческие дела, проблемные обсуждения), чтобы студенты получили первые навыки профессионального общения и взаимодействия, познакомились с преподавателями и студентами старших курсов. В результате у будущих воспитателей формируется установка на фундаментальную теоретическую подготовку, на общение и взаимодействие в различных межличностных структурах.
Второй этап – теоретический, цель которого  накопление теоретических психологопедагогических знаний о личностно ориентированном взаимодействии, а также формирование исследовательских умений. Он включает в себя аудиторную подготовку, основанную на интеграции предметов психологопедагогического цикла, и сочетающуюся с различными формами семинарских занятий (тренинги, деловые игры, проблемные обсуждения и т.п.). Также осуществляется знакомство студентов с методами и методиками педагогического исследования в процессе решения педагогических задач, написания курсовой работы, рефератов.
Третий этап  проектировочнообучающий. Он позволяет оптимизировать процесс формирования практических и интеллектуальных умений и навыков у будущих воспитателей, сформировать мотивационноценностное отношение к практической реализации взаимодействия с детьми. Это создаст предпосылки для творческого осмысления и использования знаний, умений и навыков, заложит фундамент дальнейшего профессионального и личностного совершенствования. Наиболее оптимальной формой работы, на наш взгляд, является семинартренинг, в рамках которого студенты смогут использовать психологопедагогические знания о личностно ориентированном взаимодействии, на их основе получить необходимые практические умения и навыки, а также овладеть необходимыми коммуникативными действиями.
Семинарская работа (в логике личностноориентированного взаимодействия с детьми) включает в себя все этапы  от постановки цели, определении задач, отбора содержания и средств его реализации до формирования мотивационноценностного отношения к деятельности, создания положительного эмоционального фона взаимодействия, развития творческого отношения к своей деятельности, формирования навыков прогнозирования, моделирования и диагностики.
Каждый этап завершается формированием у студентов определенных умений и навыков, совокупность которых обеспечивает эффективное взаимодействие, а также определенные внутриличностные изменения в сфере мотивов, эмоций, представлений и т.п.
Четвертый этап методики – учебнопрактический (технологический) – нацелен на закрепление умений и навыков взаимодействия и связан с овладением технологией личностно ориентированного взаимодействия на педпрактике. На этом этапе углубляется мотивационная основа деятельности, закрепляются и расширяются коммуникативные механизмы в структуре личности воспитателя. Овладение технологией происходит на специально разработанных занятиях, т.е. практика принимает ярко выраженный обучающий характер. Практические и лабораторные занятия, проводимые в детском саду, предусматривают не только наблюдение фронтальных форм работы и их анализ, но и общение с детьми, выполнение учебноисследовательских заданий диагностического и обучающего характера. В результате практиканты начинают осознанно относиться к изучению специальных дисциплин. Это проявляется в углублении интереса к лекциям, в увеличении количества профессиональных вопросов, дискуссий. Таким образом, изучение психологопедагогических дисциплин приобретает личностный смысл, обеспечивает устойчивый интерес к деятельности и превращать внешние цели во внутренние потребности.
Пятый, завершающий этап – профессиональнопрактический – предусматривает самостоятельную педагогическую деятельность, цель которой – сформировать окончательную готовность к активному и адекватному использованию знаний, умений и навыков в процессе взаимодействия с детьми. Этот блок реализуется, как правило, уже по окончании обучения в педколледже, способствуя закреплению профессиональной направленности личности, ее самоопределению в педагогической среде и утверждению как специалиста.
Итак, данная методика обеспечивает формирование всех компонентов профессиональной подготовки будущих воспитателей к взаимодействию с детьми дошкольного возраста.
Содержание мотивационноценностного компонента закладывается в ходе реализации первого этапа, а в дальнейшем закрепляется в теоретической подготовке (на уровне профессиональных интересов и потребностей в расширении знаний) и в практической деятельности (на уровне мотивов, отношений и стремлении к самосовершенствованию).
Формирование эмоциональноволевого компонента в основном происходит на проектировочнообучающем и учебнопрактическом (технологическом) этапах реализации методики.
В процессе педагогической практики студенты овладевают коммуникативными навыками, на тренинговых семинарских занятиях осуществляется развитие практических умений и навыков.
Теоретический, проектировочнообучающий и учебнопрактический (технологический) этапы методики вооружают студентов необходимыми знаниями, формируя у них умения и навыки взаимодействия с детьми, в том числе умения организовывать взаимодействие и управлять им, ставить и решать цели и задачи коммуникативной деятельности.
Данная методика предусматривает формирование, прежде всего, мотивационноценностного отношения к будущей деятельности, на основе которого происходит накопление как теоретических психологопедагогических знаний, как и знаний об организации и управлении личностно ориентированным взаимодействия, которые, в свою очередь, являются основой для совершенствования необходимых практических умений и навыков. Уверены, именно комплексный характер методики обеспечивает профессиональную готовность как сложное личностное новообразование, все компоненты которого взаимосвязаны.
Теоретический анализ, а также опросы, проведенные среди студентов старших курсов педколледжа и воспитателей детских садов, позволили нам выделить основные критерии готовности будущих воспитателей к взаимодействию с детьми дошкольного возраста. К ним относятся следующие:
 личностноадаптационный (активность воспитателя, адекватность его действий и отношений, отсутствие внешних и внутриличностных конфликтов как показатель успешного взаимодействия с детьми, родителями и коллегами);
 мотивационный (мотивационноценностное отношение к педагогической деятельности, установка на реализацию личностно ориентированного взаимодействия, творческий подход к решению педагогических задач);
 личностно ориентированный (ориентация педагога не на абстрактный образ идеального ребенка, а на потребности и возможности ребенка, искренний интерес и любовь к детям);
 специальный (знание возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста, особенности их психического развития, а также умения и навыки, необходимые для организации личностно ориентированного взаимодействия с ними);
 технологический (владение технологией организации личностно ориентированного взаимодействия с детьми, т.е. умение определить цель деятельности, прогнозировать ее результат, выделить основные этапы и наиболее эффективные методы, приемы и способы деятельности, а также корректировать ее ход на основе проводимой диагностики);
 коммуникативный … Правообладателем данной работы является Группа Компаний Vip Образование. Копирование, тиражирование, использование текста без согласия Компании запрещено. Приобрести работу Вы можете в офисах учебного центра или дистанционно, перейдя по ссылке Купить готовую работу.

 
Глава 2.ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ К ЛИЧНОСТНООРИЕНТИРОВАННОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ДЕТЬМИ (на примере МДОУ № 48 г. Томска)

2.1.Анализ концепции личностноориентированного образования

Изменение социальноэкономических условий, появление новых форм собственности повлекли за собой необходимость изменения концепций воспитания и обучения практически во всей системе образования, включая ее начальный этап – дошкольный уровень. Изменения привели к возникновению дополнительных социальнопсихологических факторов, которые должны способствовать самореализации личности, требуя проявлений творческой активности, самостоятельности, инициативности уже на самых ранних этапах ее становления и развития. Несформированность этих личностных качеств затрудняет адаптацию ребенка в социальном обществе, тормозит процессы идентификации и самоактуализации формирующейся личности.
Организованные взрослым, как носителем адекватных социальных установок, процессы социализации дают возможность приобщить растущую личность к социокультурным ценностям, создают духовное и предметное пространство, необходимое для саморазвития и самореализации.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23. 11. 2009 № 655) декларируют внедрение в практику работы ДОУ технологий, способствующих становлению личности ребенка раннего и дошкольного возраста, что является гарантом социальной готовности к школьному обучению и жизни в целом. На передний план выдвигается личностноориентированная парадигма образования, которая поновому переосмысливает идеи гуманистической философии и психологии, а значит, иначе представляет психологопедагогическую практику.
Концепция личностноориентированного образования, представленная в исследованиях Н. А. Алексеева, Е. В. Бондаревской, А. Б. Орлова, И. С. Якиманской и др., исходит из признания ребенка главной действующей фигурой образовательного процесса, признания уникальности его субъектного опыта. В качестве основной функциональной единицы педагогического процесса рассматривается взаимодействие педагога и ребенка, которое характеризуется субъективированностью и диалогичностью. В рамках дошкольной педагогики идеи личностноориентированного взаимодействия нашли отражение в исследованиях Л. М. Клариной, Н. А. Коротковой, Н. Я. Михайленко, В. А. Петровского, Л. П. Стрелковой и др.. Были разработаны подходы к построению целостного педагогического процесса на гуманистической основе, сформулированы принципы личностноориентированной дидактики (Р. С. Буре, А. А. Грибанова, В. А. Петровский,); изучены стили педагогического общения и типы взаимодействия воспитателя с детьми, выявлено их влияние на развитие личности дошкольника (А. Г. Исмагилова, Я. Л. Коломинский, Т. А. Репина, Е. В. Субботский); дан анализ педагогического общения с дошкольниками как средства гуманизации образовательного процесса и профилактики эмоционального неблагополучия ребенка (А. И. Захаров, Н. Д. Ватутина, Л. В. Вершинина, В. Д. Еремеева С. Е. Кулачковская) ; выявлены условия формирования у воспитателей позиции принятия активной роли ребенка (Н. В. Кокорева).
В современных исследованиях … Правообладателем данной работы является Группа Компаний Vip Образование. Копирование, тиражирование, использование текста без согласия Компании запрещено. Приобрести работу Вы можете в офисах учебного центра или дистанционно, перейдя по ссылке Купить готовую работу.







 

Copyright © 2007-2013 VIP EDUCATION. Все права защищены.


Дипломные работы на заказ | Дипломы на заказ | Дипломные проекты на заказ | Отчеты по практике на заказ | Отзывы клиентов
Союз образовательных сайтов

Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов
Rambler's Top100