Справочная информация:  
Главная - Дипломные работы, выпускные квалификационные работы, дипломные проекты, дипломы MBA, диссертации, курсовые работы, рефераты, отчеты по практике на заказ
Условия
Услуги
Стоимость
Прайс-лист
Способы оплаты
(495) 772-08-16 Москва
(812) 953-61-55 Санкт-Петербург
(8622) 95-57-82 Сочи
(863) 275-84-86 Ростов-на-Дону
(919) 993-83-30 Тюмень
(916) 814-41-53 Регионы
Коллектив Образцы работ Контакты Вакансии Наши клиенты  
 
 



        Обратный звонок  

Ваше имя*
Город*
Телефон*  
E-mail
Тематика разговора*


     

* - Поля, обязательные для заполнения


        Каталог готовых работ

Анализ хозяйственной деятельности
Аудит
Банковское дело
Бухгалтерский учет
Городской кадастр, землеустройство
Государственное муниципальное управление
Государственное муниципальное управлениеПовышение эффективности деятельности местных органов власти по управлени
Гражданское право
Земельное право
История
Конституционное право
Криминалистика
Логистика
Маркетинг
Международные стандарты финансовой отчетности
Менеджмент организации
Педагогика
Право
Психология
Социальная работа
Спортивный менеджмент
Статистика
Трудовое право
Туризм
Уголовное право
Уголовный процесс
Управление персоналом
Управление проектом
Физическая реабилитация
Финансовое право
Финансовый менеджмент
Финансы и кредит
Экономика и управление на предприятии
Юриспруденция


        Информация

Уникальная акция: скидки на дипломы 20%

Заказывая диплом в период с июля по август, каждый заказчик получает сезонную скидку на работу 20%. В стоимость заказа уже включена подготовка доклада для защиты проекта и формирование раздаточного материала для членов Государственной Аттестационной Комиссии.



Экспресс-оплата рекламных кампаний

Уважаемые рекламодатели! Теперь у Вас появилась возможность оплачивать рекламные кампании через терминалы моментальной оплаты. Подробности можно уточнить у специалистов справочной службы.

 

Особенности трудовой мотивации работающих студентов


Код работы: 4496
Тип работы: Дипломная работа
Название темы: Особенности трудовой мотивации работающих студентов
Предмет: Юриспруденция
Основные понятия: Диплом ВКР
Количество страниц: 80
Стоимость: 3450

ВВЕДЕНИЕ                                    3
Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ РАБОТАЮЩИХ СТУДЕНТОВ                            6
1.1 Особенности развития личности студента                6
1.2 Особенности трудовой мотивации работающих студентов    26
1.3Молодежь на рынке труда и региональная служба занятости молодежи: теория и опыт                                39
ВЫВОДЫ                                        48
Глава 2. МЕТОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ РАБОТАЮЩИХ СТУДЕНТОВ    49
2.1 Программа исследования                            49
2.2 Описание выборки                                49
2.3. Методы исследования                            51
2.4 Методы обработки эмпирических данных                52
2.5 Результаты исследования мотивационных особенностей работающих студентов                                    58
2 6 Эмпирическое изучение  удовлетворенности трудом        74
ВЫВОДЫЗАКЛЮЧЕНИЕ                            75
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ                78



Аннотация:


ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время многие слои населения в нашей стране, к сожалению, финансово не защищены. Современному студенту также приходится самостоятельно задумываться о собственном материальном обеспечении и, как следствие, делать выбор между нормальным посещением занятий и дополнительным заработком.
Современная студенческая молодежь представляет собой поколение, мировоззрение которого формировалось под воздействием перехода к рыночной системе хозяйствования и общественных отношений в экономике, политике, культурной и духовной сферах, и новые реалии современной жизни не требуют адаптации, необходимой для более старших поколений россиян.
Одна из основных задач в государстве  это проблема занятости молодежи. Занятость молодёжи  это уверенность в завтрашнем дне. Безработица среди молодых студентов обуславливается негативными последствиями  увеличение преступности пьянство, наркомания, воровство и т.д. Потому что молодежь отличается высоким уровнем социальной мобильности, а изменение статуса (семейного, образовательного, трудового и т.д.) молодого человека связано с возрастанием потребностей, которое далеко не всегда сопровождается ростом возможностей, достаточных для их удовлетворения. Именно это нередко провоцирует девиантное поведение  правонарушения, направленные на удовлетворение потребностей противозаконным путем.
Изучение трудовой мотивации является одним из наиболее актуальных вопросов на сегодняшний день. Особо четко он обозначен в области управления персоналом, которая включает в себя многие составляющие. Среди них – кадровая политика, взаимоотношения в коллективе, социальнопсихологические аспекты управления. Ключевое же место занимает определение способов повышения производительности, путей роста творческой инициативы, а так же стимулирование и мотивация работников.
Мотивация – это стремление учащихся к знаниям,  личностному самосовершенствованию и саморазвитию,  присвоению нового опыта и укреплению полученных навыков.
В структуре личности мотивация занимает особое место и является основным понятием, используемым для объяснения движущих сил поведения и деятельности человека. Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900 — 1910), затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных.
Объект исследования  мотивация трудовой деятельности работающих студентов.
Предмет исследования  мотивация самостоятельной работы студентов.
Гипотеза: мотивации в отношении труда различны у студентов, работающих по специальности, у неработающих студентов и студентов, работающих не по специальности.
Цель работы: рассмотреть особенности трудовой мотивации работающих студентов.
Задачи:
рассмотреть теоретические аспекты трудовой мотивации работающих студентов;
провести анализ трудовой мотивации работающих студентов. Рассмотрев при этом положение молодежи на рынке труда. Исследовать становление профессиональной идентичности студентов, работающих по специальности
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что проведённая работа позволяет расширить (углубить) представления о психологических особенностях работающих студентов.
Практическая значимость… Правообладателем данной работы является Группа Компаний Vip Образование. Копирование, тиражирование, использование текста без согласия Компании запрещено. Приобрести работу Вы можете в офисах учебного центра или дистанционно, перейдя по ссылке Купить готовую работу.

 
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ РАБОТАЮЩИХ СТУДЕНТОВ

1.1. Особенности развития личности студента

Студенческой молодежи в обществе всегда принадлежало и принадлежит ключевое место. Это — возрастная группа, которая со временем занимает ведущие позиции в экономике и политике, социальной и духовной сферах общества.
Тема «мотивация работающих студентов» актуальна во всём мире. Она занимала видное место в художественной литературе прошлого: полунищий, полуголодный, вечно ищущий место гувернера или репетитора, перебивающийся с воды на хлеб  таким предстает перед нами типичный студент второй половины XIX века Петербургского университета Раскольников, иногородний, "из дворян", приехавший из маленького городка Рй губернии, "был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу". Студенческую жизнь Раскольникова обеспечивали денежные переводы от матери (мать выделяла ему 15 рублей из своего пенсиона в 120 рублей, да и то нерегулярно). В те времена это была немаленькая сумма. Таков и его приятель студент Разумихин, который на учение зарабатывает уроками либо переводами с иностранных языков. До тех пор пока была подработка, Раскольников "как нибудь, да пробивался", избегая обращаться к ростовщикам, хотя ломбарды и ростовщические конторы, где можно было закладывать и перезакладывать какието личные вещи, вплоть до собственной одежды, служили студентам подспорьем в тяжелые минуты [5; c.66].
В современном мире, главными принципами научного исследования студенчества являются [11; c.114]:
1.  Исторический подход к проблемам молодежи. Социология молодежи исследует специфические особенности молодежи как социальнодемографической группы, вскрывает причинную обусловленность изменений в жизни вступающих в жизнь поколений в конкретных исторических условиях.
2.  Анализ фактического образа жизни молодежи как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне.
3. Анализ путей постоянного развития молодежи. Следует учитывать, что каждое .новое поколение молодежи вырастает в новых, отличающихся от прежних, социальных условиях.
4. Дифференцированный подход к молодежи: она не представляет собой однородной группы.
5. Понимание образовательной, профессиональной, культурной, национальной и социальнополитической неоднородности молодежи, наличия в ее среде различий, которые часто оказываются решающими в тот или иной момент развития общества.
6. Обусловленность молодежных проблем господствующими в обществе социальными отношениями, возможность их решения лишь на базе социальнополитических и экономических преобразований. Роль и место молодежи в общественных делах определяются тем, какие имеются возможности для реализаций ее способности и энергии, и в то же время тем, насколько активно сами молодые люди участвуют в жизни общества.
В фундаментальном труде А.Е. Иванова подробно и всесторонне рассматривается "искусство выживания" дореволюционного русского студенчества. Проанализировав огромное количество статистических и исторических документов, автор приходит к выводу, что помимо родительской помощи и государственных ссуд и субсидий, обществ вспомоществования и кооперативных студенческих организаций собственные заработки студентов составляли существенную статью доходной части их бюджета [12, с. 22].
В настоящей социальной жизни студенческая молодежь — наименее предсказуемое поколение, так как она наименее интегрирована в социальные связи. Дети непосредственно связаны со взрослыми своей полной зависимостью, люди зрелого возраста сами образуют стабильные социальные связи: семейные, деловые, политические, — которые неизбежно оказывают стабилизирующее действие на их активность. Деятельность поколения пожилых людей не грозит обществу дестабилизацией.
Именно поколение молодых меняет структуру социальных связей тем, что освобождается от «пут» старых связей и создает собственные. Наибольшая трудность при этом — и для общества в целом, и для молодежи — связана с удержанием равновесия между стремлением молодых к независимости и их реальной способностью быть независимыми. Ощущение нравственной, интеллектуальной независимости (уже взрослости) чаще всего субъективнонепротиворечиво соседствует с ощущением естественности того, что удовлетворение материальных потребностей попрежнему (как и в детстве) обеспечивается родителями.
Психофизиологические особенности молодежи определяют ее высокую потребность в мощном ощущении жизни, в сильных переживаниях — внутренних или внешних, а также потребность в собственном свободном выборе. Поэтому для эпох революций характерно доминирование более молодых возрастных групп [15; c.96].
Ф. М. Достоевский писал о молодости как о возрасте, в котором легче и беззащитнее всего можно подпасть под извращение идей. И современная общественная жизнь демонстрирует это чрезвычайно ярко. В ней все точнее и эффективнее, все «легче» при помощи средств массовой коммуникации, рекламы осуществляется манипуляция желаниями, потребностями молодых людей. Потребность в свободе превращается в импульс, рефлекс (лат. reflexus — отражение), как, например, свободнорефлекторный выбор девушками похудания, приводящий к омассовлению анорексии. Наряду с традиционным формирующим влиянием авторитетов, референтных групп  все эффективнее работают системы «связи с молодежной общественностью» производителей, которые «подключают» фрагменты молодого поколения к определенным стереотипам социального поведения и, следовательно, потребления.
Формирующаяся таким образом социальная активность молодежи оказывается перенасыщенной на бытовом уровне и выхолощенной, опустошенной на уровне бытия. Возникает поколение аксиологического вакуума, все разительнее отличающегося от бунтарей шестидесятых годов. В качестве характерной черты «готовящихся к жизни» оформляется инструментальное отношение к ней — к людям, работе, браку в будущем, а актуально — прежде всего к образованию. Цель образования сужается в сознании молодежи до получения знаний и диплома как «пропуска в страну денег» [6; c.81].
Кризис переживает «первый принцип учености», введенный Сократом и разработанный позднее Аристотелем, — признание участником процесса образования недостаточности своих знаний, в поиске которых активизируется мышление, размышление, творческая активность. Разумеется, рутинная репродукция и прежде была задействована в образовании. Однако в образовании же — и прежде всего речь идет о высшем образовании — безотказно работала и система освобождения, самоочищения знания от балласта, от различных форм симуляции. Сегодняшняя же ситуация с распространением плагиата вышла — за счет Интернета — за рамки действия системы самоконтроля знания и развивается все более драматично. Нарастание объемов вторичных, третичных и т. д. текстов (с неизбежным снижением символического качества каждой следующей «переписки»), симулирующих оригинальность, захламляет, замусоривает пространство знания, наполняет его шумами, лишает возможности ясной ориентации находящегося в этом пространстве — особенно молодого человека.
Привычка к стандартизированным образцам понижает порог чувствительности к нюансам, сложным связям и взаимодействиям. Обособливаемое от предыдущих новым способом коммуникации (Интернет, CMC, сотовые телефоны) новое поколение воспроизводит измененную ментальность. Характерной чертой этого процесса становится деградация вербальной культуры. Анализ изменения поколения молодежи в Польше, например, осуществляемый на протяжении более полувека Ханной ШвидаЗемба, показывает, что сегодняшние молодые хуже пишут, хуже говорят, гораздо хуже понимают письменный текст, затрудняются выделить суть текста в 20—30 страниц, с чем не имели проблем прежние студенты, хотят, чтобы им был подан «разжеванный» смысл, оттенки, вероятные пути развития которого ускользают от их понимания. Являясь носителями все больших объемов информации, впитываемой с младенческого возраста с возрастающей интенсивностью, молодые люди оказываются интеллектуально все слабее связаны с предыдущими поколениями.
Термин «студент» латинского происхождения, в переводе на русский язык означает усердно работающий, занимающийся, т.е. овладевающий знаниями.
Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон [9; c.73]:
1. С психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в психологической стороне – психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований. Однако, изучая конкретного студента, надо учитывать вместе с тем особенности каждого данного индивида, его психических процессов и состояний.
2. С социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности и т.д.
3. С биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, черты лица, цвет кожи, глаз, рост и т.д. Эта сторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни.
Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности студента, его возрастные и личностные особенности. Так, если подойти к студенту как к человеку определенного возраста, то для него будут характерны наименьшие величины латентного периода реакций на простые, комбинированные и словесные сигналы, оптимум абсолютной и разностной чувствительности анализаторов, наибольшая пластичность в образовании сложных психомоторных и других навыков.
Сравнительно с другими возрастами в юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербальнологических задач и т.д. Таким образом, студенческий возраст характеризуется достижением наивысших, «пиковых» результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития.
Если же изучить студента как личность, то возраст 1820 лет – это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессиональнотрудовых и др. [12; c.105] С этим периодом связано начало «экономической активности», под которой демографы понимают включение человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии и создание собственной семьи. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией – с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта. Это время спортивных рекордов, начало художественных, технических и научных достижений.
Студенческий возраст характерен и тем, что в этот период достигаются многие оптимумы развития интеллектуальных и физических сил. Но нередко одновременно проявляются «ножницы» между этими возможностями и их действительной реализацией. Непрерывно возрастающие творческие возможности, развитие интеллектуальных и физических сил, которые сопровождаются и расцветом внешней привлекательности, скрывают в себе и иллюзии, что это возрастание сил будет продолжаться «вечно», что вся лучшая жизнь еще впереди, что всего задуманного можно легко достичь.
Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт. Процесс, проанализированный в работах таких ученых, как А.В. Дмитриев, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, З.Ф. Есарева, и др.
Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах: целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Вместе с тем на 2 и 3 курсах нередко возникает вопрос о правильности выбора вуза, специальности, профессии. К концу 3 курса окончательно решается этот вопрос. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).
Вместе с тем специалисты в области возрастной психологии и физиологии отмечают, что способность человека к сознательной регуляции своего поведения в 1719 лет развита не в полной мере.
Нередки немотивированный риск, неумение предвидеть последствия своих поступков, в основе которых могут быть не всегда достойные мотивы. Так, В.Т. Лисовский отмечает, что 1920 лет – это возраст бескорыстных жертв и полной самоотдачи, но и нередких отрицательных проявлений [12; c.106].
Юность – пора самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения идеального «Я» с реальным. Но идеальное «Я» еще не выверено и может быть случайным, а реальное «Я» еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе и сопровождается иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятости.
Юношеский возраст, по Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуальноличностных выборов, идентификаций и самоопределений. Если юноше не удается разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность, развитие которой может идти по четырем основным линиям [12; c.108]:
1) уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных отношений;
2) размывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы, страх взросления и перемен;
3) размывание продуктивных, творческих способностей, неумение мобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какойто главной деятельности;
4) формирование «негативной идентичности», отказ от самоопределения и выбор отрицательных образов для подражания.
Оперируя в основном клиническими данными, Эриксон не пытался выразить описываемые явления количественно. Канадский психолог Джеймс Марша в 1966 г. восполнил этот пробел, выделив четыре этапа развития идентичности, измеряемые степенью профессионального, религиозного и политического самоопределения молодого человека.
1. «Неопределенная, размытая идентичность» характеризуется тем, что индивид еще не выработал скольконибудь четких убеждений, не выбрал профессии и не столкнулся с кризисом идентичности.
2. «Досрочная, преждевременная идентификация» имеет место, если индивид включился в соответствующую систему отношений, но сделал это не самостоятельно, в результате пережитого кризиса и испытания, а на основе чужих мнений, следуя чужому примеру или авторитету.
3. Этап «моратория» характеризуется тем, что индивид находится в процессе нормативного кризиса самоопределения, выбирая из многочисленных вариантов развития тот единственный, который может считать своим.
4. «Достигнутая зрелая идентичность» определяется тем, что кризис завершен, индивид перешел от поиска себя к практической самореализации.
Обследовав свыше 5 тыс. старшеклассников (1518 лет), американский психолог Морис Розенберг (1965) нашел, что для юношей с пониженным самоуважением типична общая неустойчивость образов «Я» и мнений о себе. Они больше других склонны «закрываться» от окружающих, представляя им какоето «ложное лицо» – «представляемое Я». С суждениями типа: «Я часто ловлю себя на том, что разыгрываю роль, чтобы произвести на людей впечатление».
Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности. Юноши с пониженным самоуважением особенно ранимы и чувствительны ко всему, что както затрагивает их самооценку. Они болезненнее других реагируют на критику, смех, порицание. Их больше беспокоит плохое мнение о них окружающих. Они болезненно реагируют, если у них чтото не получается в работе или если они обнаруживают в себе какойто недостаток. Вследствие этого многим из них свойственны застенчивость, склонность к психической изоляции, уходу от действительности в мир мечты, причем этот уход отнюдь не добровольный. Чем ниже уровень самоуважения личности, тем вероятнее, что она страдает от одиночества.
Факт поступления в вуз укрепляет веру молодого человека в собственные силы и способности, порождает надежду на полнокровную и интересную мечту о профессиональном самоопределении. Однако случается, что в это время принимаются решения в будущем избежать работы по специальности. По данным, приводимым В.Т. Лисовским, лишь 64 % старшекурсников четырех крупнейших вузов СанктПетербурга однозначно решили для себя, что их будущая профессия полностью соответствует их основным склонностям и интересам [10; c.66]. Зачастую наблюдаются сдвиги в настроении студентов – от восторженного в первые месяцы учебы в вузе, до скептического при оценке вузовского режима, системы преподавания, отдельных преподавателей и т.п.
Довольно часто профессиональный выбор человека определяют случайные факторы. Это явление особенно нежелательно при выборе вуза, так как такие ошибки дорого обходятся и обществу, и личности. Поэтому профориентационная работа с молодыми людьми, поступающими в высшую школу, чрезвычайно важна.
Для определения способностей, необходимых для овладения той или иной профессией, которой обучают в вузе, требуется предварительное описание профессиограмм. В соответствии с требованиями, предъявляемыми профессиограммой к психике человека, выделяются три уровня [11; c.90]: 1) абсолютно необходимые; 2) относительно необходимые; 3) желательные. Использование этих профессиограмм дает положительные результаты.
Студенческий возраст, по утверждению Б.Г. Ананьева, является сенситивным периодом для развития основных социогенных потенций человека. Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. За время обучения в вузе, при наличии благоприятных условий, у студентов происходит развитие всех уровней психики. Они определяют направленность ума человека, т.е. формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности. Для успешного обучения в вузе необходим довольно высокий уровень общего интеллектуального развития, в частности восприятия, представлений, памяти, мышления, внимания, эрудированности, широты познавательных интересов, уровня владения определенным кругом логических операций и т.д. При некотором снижении этого уровня возможна компенсация за счет повышенной мотивации или работоспособности, усидчивости, тщательности и аккуратности в учебной деятельности. Но есть и предел такого снижения, при котором компенсаторные механизмы не помогают, и студент может быть отчислен. В разных вузах эти уровни слегка различаются, но в общем они близки между собой, даже если сравнивать столичные и периферийные вузы так называемые престижные и непрестижные профессии.
Молодые люди, претендующие на поступление на естественные факультеты, должны обладать в первую очередь высокоразвитым логическим и абстрактным мышлением, способностью произвольно управлять собственными мыслительными процессами, т.е. быстро и активно сосредоточиваться на интересующем объекте, полностью отвлекаясь от всего остального. Последнее возможно лишь при наличии высокой степени концентрации внимания. Строгость и логичность суждений у них должны быть безупречны.
Качества ума, необходимые для овладения естественными профессиями, должны быть хорошо сформированы уже ко времени поступления в вуз.
Студенты естественных специальностей отличаются повышенной серьезностью и независимостью суждений. Однако им присущ низкий уровень социабельности, т.е. недостаточно развитое умение общаться с людьми. Интравертированность личности высокозначимо коррелирует с уровнем успеваемости студентовматематиков. Значит, интравертированность – необходимое условие успешного обучения в вузе, и ее также следует включить в структуру специальных способностей абитуриентов естественных факультетов. Обнаружена еще одна характерная черта личности студентов этих специальностей – самооценочные суждения у них (особенно о своих социальных свойствах) в основном неадекватны. Себя они знают плохо и в этом плане нуждаются в помощи.
Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учебы в вузе, устраняющее ощущение внутреннего дискомфорта и блокирующее возможность конфликта со средой. На протяжении начальных курсов складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности.
Резкая ломка многолетнего привычного рабочего стереотипа, основу которого составляет открытое И.П. Павловым психофизиологическое явление – динамический стереотип, иногда приводит к нервным срывам и стрессовым реакциям. По этой причине период адаптации, связанный с ломкой прежних стереотипов, может на первых порах обусловить и сравнительно низкую успеваемость, и трудности в общении. У одних студентов выработка нового стереотипа проходит скачкообразно, у других – ровно. Несомненно, особенности этой перестройки связаны с характеристиками типа высшей нервной деятельности, однако социальные факторы имеют здесь решающее значение. Знание индивидуальных особенностей студента, на основе которых строится система включения его в новые виды деятельности и новый круг общения, дает возможность избежать дезадаптационного синдрома, сделать процесс адаптации ровным и психологически комфортным.
В проведенных исследованиях процесса адаптации первокурсников к вузу обычно выделяются следующие главные трудности: отрицательные переживания, связанные с уходом вчерашних учеников из школьного коллектива с его взаимной помощью и моральной поддержкой; неопределенность мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней; неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычки к повседневному контролю педагогов; поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие; наконец, отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками, указателями.
Все эти трудности различны по своему происхождению. Одни из них объективно неизбежны, другие носят субъективный характер и связаны со слабой подготовкой, дефектами воспитания в семье и школе.
Социальная адаптация студентов в вузе делится на [13; c.58]:
а) профессиональную адаптацию, под которой понимается приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе;
б) социальнопсихологическую адаптацию – приспособление индивида к группе, взаимоотношениям с ней, выработка собственного стиля поведения. Иначе говоря, «под адаптационной способностью понимается способность человека приспосабливаться к различным требованиям среды (как социальным, так и физическим) без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой».
Адаптация – это предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее эффективности. В этом положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли. Исследователи различают три формы адаптации студентовпервокурсников к условиям вуза [13; c.60]:
1) адаптация формальная, касающаяся познавательноинформационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре высшей школы, к содержанию обучения в ней, ее требованиям, к своим обязанностям;
2) общественная адаптация, т.е. процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентовпервокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом;
3) дидактическая адаптация, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в высшей школе.
Повторяем, что успешность обучения студентов зависит от многих факторов, среди которых одним из важнейших является его интеллектуальное развитие как показатель умственной деятельности и внимание – функция регуляции познавательной деятельности.
Спрашивая первокурсников Дальрыбвтуза и медицинского вуза: «С чем непривычным, новым встретились вы на первом курсе?» – мы получили однотипные ответы на заданные вопросы: «С иной, в отличие от школьной, организацией обучения» – 49,3 %; «С большим объемом самостоятельной работы» – 39,0 %; «С особенностями самостоятельной жизни в отрыве от семьи» – 20,2 %; «С новыми для меня нормами студенческого коллектива» – 12,4 %. Все эти факторы очень сильно влияют на процесс адаптации студента к новым для него условиям вузовской жизни. И от того, как вчерашний школьник или в особенности «приезжий студент», живущий в отрыве от семьи, пройдет этот период, будет во многом зависеть качество его учебы.
Исследования показывают, что первокурсники не всегда успешно овладевают знаниями отнюдь не потому, что получили слабую подготовку в средней школе, а потому, что у них не сформированы такие черты личности, как готовность к учению, способность учиться самостоятельно, контролировать и оценивать себя, владеть своими индивидуальными особенностями познавательной деятельности, умение правильно распределять свое рабочее время для самостоятельной подготовки.
Приученные к ежедневной опеке и контролю в школе, некоторые первокурсники не умеют принимать элементарных решений. У них недостаточно воспитаны навыки самообразования и самовоспитания.
Известно, что методы обучения в вузе резко отличаются от школьных, так как в средней школе учебный процесс построен так, что он все время побуждает ученика к занятиям, заставляет его работать регулярно, иначе очень быстро появится масса двоек. В иную обстановку попадает вчерашний школьник, переступив порог вуза: лекции, лекции, лекции. Когда же начинаются семинары, к ним тоже оказывается можно не всегда готовиться. В общем, не надо каждый день чтото учить, решать, запоминать. В результате нередко возникает мнение о кажущейся легкости обучения в вузе в первом семестре, формируется уверенность возможности все наверстать и освоить перед сессией, возникает беспечное отношения к учебе. Расплата наступает на сессии.
Многие первокурсники на первых порах обучения испытывают большие трудности, связанные с отсутствием навыков самостоятельной учебной работы, они не умеют конспектировать лекции, работать с учебниками, находить и добывать знания из первоисточников, анализировать информацию большого объема, четко и ясно излагать свои мысли.
Адаптация студентов к учебному процессу (по данным изучения регуляторной функции психики) заканчивается в конце 2го – начале 3го учебного семестра.
Одной из главных причин, затрудняющих адаптацию к условиям обучения в институте, свыше 50 % опрошенных назвали недостаток времени для самостоятельной работы при подготовке домашних заданий. В связи с этим почти 25 % студентов приходят на занятия неподготовленными.
Одной из основных задач работы с первокурсниками является разработка и внедрение методов рационализации и оптимизации самостоятельной работы.
Существующая система контроля за самостоятельной работой студентов через семинарские, практические и лабораторные занятия отнюдь не исключает пассивности и уклонения от выполнения соответствующих требований со стороны некоторой части студентов.
Большие резервы для повышения качества подготовки специалистов открывает совершенствование контроля за знаниями студентов. Система контроля успеваемости на экзаменационных сессиях порождает нередко лишь штурмовщину, когда студент в течение нескольких дней зазубривает записанные в конспекте основные положения данного учебного курса, а после экзамена забывает их. Неслучайно часть студентов не умеют работать с книгой, систематически заниматься в течение всего семестра. Для усиления контроля за учебой студентов в течение каждого семестра устанавливаются три срока, к каждому из которых преподаватель обязан лично сообщить в деканат о текущей успеваемости своих питомцев.
Информация, полученная деканатами, распределяется по степени ее важности и содержанию и используется ими непосредственно или передается кафедрам и общественным организациям для оказания помощи отстающим студентам, поощрения успевающих, наказания нерадивых. Деканатам и кафедрам, по представлению преподавателей, дано право освободить регулярно работающих и хорошо успевающих в течение семестра студентов от зачетов и экзаменов, переводить их на индивидуальный график обучения.
Еще в школе формируется своего рода «психология тройки», стремление «учиться не уча». Этот настрой переходит и в вузы. Уверенность в том, что учеба на «тройки» не помешает стать настоящим специалистом, растет от курса к курсу.
Социологическое исследование бюджета времени показывает, что рабочий день студента достаточно уплотнен, и в соединении с аудиторными занятиями превышает 89 часов. Однако при этом обнаруживается очень большой «разброс» и разнобой в рабочем времени, определяемый различным отношением к учебе. В основном студенты ежедневно тратят от 2 и свыше 3 часов на подготовку по профилирующим предметам и только 22,8 % расходуют на это меньше часа. По непрофилирующим предметам картина несколько иная. До 1 часа тратят 50,1 %, до 2 – 22,5 % [4; c.36]. Система обучения в вузе в значительной степени рассчитана на высокий уровень сознательности, построена на интересе студентов, ибо формально в ней отсутствует жесткая система ежедневной школьной проверки, «страх» перед учителем, необходимость ежедневно готовить «уроки». Некоторые студенты, выдержав сложный и трудный вступительный конкурс, потом оказываются неподготовленными к ответственному отношению к учебе. «Берут в руки гитару» и забывают о занятиях. Система вузовского контроля допускает возможную неритмичность в работе, нередко ориентируя на штурм во время экзаменационной сессии.
На вопрос «Как вы предпочитаете готовиться к экзаменам?» только 9,6 % ответили, что они обычно готовятся в течение семестра и во время сессии только просматривают материал; 47,6 %, как правило, заново изучают материал всего курса по учебнику и конспектам и 42,8 % – только по конспектам [4; c.37].
Для выработки тактики и стратегии, обеспечивающих оптимальную адаптацию студента к вузу, важно знать жизненные планы и интересы первокурсника, систему доминирующих мотивов, уровень притязаний, самооценку, способность к сознательной регуляции поведения и т.д. Успешное решение этой проблемы связано с развитием психологической службы вуза.
Процесс адаптации каждого студента идет посвоему. Юноши и девушки, имеющие трудовой стаж, легче и быстрее адаптируются к условиям студенческой жизни и быта, вчерашние школьники – к академической работе. Задача студенческой группы – не поиск
усредненного варианта включения учащихся в новые виды деятельности, а создание условий для общей оптимальной деятельности.
Во всех вузах обычно специально планируется система мероприятий, способствующая адаптации первокурсников к условиям вуза. К числу наиболее важных мероприятий относятся работа по формированию и комплектованию академических групп; ритуал «Посвящение в студенты»; выступления ведущих преподавателей в группах; знакомство с историей вуза и выпускниками, прославившими его; организация консультационных пунктов в общежитии силами преподавателей и студентовпервокурсников; введение ежемесячной аттестации, что позволяет контролировать самостоятельную работу студентов, вовремя оказывать им необходимую помощь.
Развитие студента на различных курсах имеет некоторые особые черты.
Первый курс решает задачи приобщения недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни. Поведение студентов отличается высокой степенью конформизма; у первокурсников отсутствует дифференцированный подход к своим ролям.
Второй курс – период самой напряженной учебной деятельности студентов. В жизни второкурсников интенсивно включены все формы обучения и воспитания. Студенты получают общую подготовку, формируются их широкие культурные запросы и потребности. Процесс адаптации к данной среде в основном завершен.
Третий курс – начало специализации, укрепление интереса к научной работе как отражение дальнейшего развития и углубления профессиональных интересов студентов. Настоятельная необходимость в специализации зачастую приводит к сужению сферы разносторонних интересов личности. Отныне формы становления личности в вузе в основных чертах определяются фактором специализации.
Четвертый курс – первое реальное знакомство со специальностью в период прохождения учебной практики. Для поведения студентов характерен интенсивный поиск более рациональных путей и форм специальной подготовки, происходит переоценка студентами многих ценностей жизни и культуры.
Пятый курс – перспектива скорого окончания вуза – формирует четкие практические установки на будущий род деятельности. Проявляются новые, становящиеся все более актуальными ценности, связанные с материальным и семейным положением, местом работы и т.п. Студенты постепенно отходят от коллективных форм жизни вуза.
Поиски друга жизни играют на IIIIV курсах большую роль, оказывая влияние и на успеваемость, и на общественную деятельность студентов. Интерес к противоположному полу занимает значительное место в мыслях и поведении студентов. Но было бы ошибкой видеть в этом негативное явление. Интимные отношения нередко способствуют повышению желания лучше учиться, рабочему настроению, творческой активности. Данные социологов говорят, что, как правило, после некоторого «затишья» семейные пары не остаются в стороне от общественной работы и не выпадают из коллектива. Вступление в брак большинства студентов к концу учебы не ведет к распаду студенческих коллективов, хотя число непосредственных межличностных и межгрупповых контактов среди его членов несколько уменьшается.
В целом же развитие личности студента как будущего специалиста с высшим образованием идет в ряде направлений [15; c.71]:
– укрепляются идейная убежденность, профессиональная направленность, развиваются необходимые способности;
– совершенствуются, «профессионализируются» психические процессы, состояния, опыт;
– повышаются чувство долга, ответственность за успех профессиональной деятельности, рельефнее выступает индивидуальность студента;
– растут притязания личности студента в области своей будущей профессии;
– на основе интенсивной … Правообладателем данной работы является Группа Компаний Vip Образование. Копирование, тиражирование, использование текста без согласия Компании запрещено. Приобрести работу Вы можете в офисах учебного центра или дистанционно, перейдя по ссылке Купить готовую работу.


 
1.2. Особенности трудовой мотивации работающих студентов

Мотивация – совокупность мотивов, связанных и обусловленных смыслообразующим мотивом деятельности, внутренняя детерминация поведения, определяющая его общую направленность.
В настоящее время выделяют различные виды мотивации, но для нас наибольший интерес представляет трудовая мотивация. Под трудовой мотивацией мы понимаем процесс побуждения работника к эффективному труду, в котором формируется трудовое поведение индивида, работника в соответствии с целями его работы, особенностями и условиями труда в организации. Именно трудовая мотивация является «системостимулирующим» фактором всей жизнедеятельности человека.
Переход к рыночным отношениям в сфере труда и занятости в условиях структурной перестройки экономики привел к возникновению принципиально новой ситуации в социальнотрудовых отношениях Особенно тяжелой и болезненной данная ситуация оказалась для молодежи, которая в силу специфики социальнопсихологических характеристик оказывается недостаточно подготовленной к современным реалиям рынка труда [18; c.124].
Как показали различные мониторинги проведенные в конце  XX в., около одной трети молодых людей были не в состоянии успешно адаптироваться к жесткой экономической ситуации. Эти молодые люди испытывали существенные материальные и психологические затруднения, с трудом интегрировались в «свободную» экономику, были скептически и пессимистически настроены по отношению к реформам[18; c.125].
Исследования социологов последних лет показали, что расслоение молодежи по социальноэкономическим характеристикам существенно выросло. В конце 2012го г. в составе верхнего среднего слоя молодежь до 30 лет составляла 39 %, среднего и базового  24 %, нижнего  21 %. В общей численности молодежи сумевшие открыть свое дело составляют от 2,5 до 3,5 %. Подтверждается ранее проявившаяся тенденция особой активности молодежи в развитии частного сектора экономики: около 70—80 % негосударственных коммерческих предприятий созданы 25—30летними. Среди занятых в частном секторе экономики лиц не наемного труда наиболее высока доля молодежи. В престижных областях деятельности с высокой оплатой труда и высокими квалификационными требованиями молодежь имеет наилучшие шансы.
Однако богатые составляют незначительную часть молодежи (около 2 %). В целом по России молодежь в возрасте от 16 до 30 лет в конце 2011 г. составляла 19,3 % от числа бедных.
Значительно сокращается число молодежи в материальном производительном труде. Статистические данные свидетельствуют о том, что доля молодых людей в составе безработных остается высокой. В 2010 г. она составляла 35,5 %, в 2011. г. — 41 %, в 2012 г. — 35 %. В жизни молодых людей последних лет получило широкое распространение «чувство тревоги стать безработным». Каждый третий (34 %) зарегистрированный на бирже труда — человек до 29 лет. По регионам этот показатель имеет существенные различия. По данным Министерства труда РФ, в 13 регионах России в 2006 г. он превышал 40 %, на Алтае и в Северной Осетии — 45 %, в Дагестане  57 %.
Молодежная безработица в России имеет свои особенности. Она возникла не в связи с демографическими факторами как в развивающихся странах и не в результате перепроизводства, характерного для развитых стран, и даже не в конкуренции на рынке труда с более квалифицированным старшим поколением, что имеет место в современных обществах. Каждая из этих причин может эпизодически возникать, как скажем, ожидаемое в ближайшие годы вступление в трудоспособный возраст более многочисленных когорт, тем не менее не они до сих пор создавали угрозу занятости молодежи. Наоборот, растет депопуляция, производительность труда падает, конкуренция практически отсутствует. Главная причина — в неэффективной социальноэкономической политике, результатом которой явился развал производства, прекращение финансирования многих отраслей, преимущественное сокращение тех рабочих мест, которые обеспечивали развитие материального производства, традиционно занимаемых молодыми.
Работа по трудоустройству молодежи занимает особое место в поддержке слабозащищенных групп населения. Причины низкой конкурентоспособности молодежи на рынке труда самые разные. Первая их группа зависит от таких объективных факторов, как отсутствие достаточной квалификации после окончания учебного заведения, нежелание работодателей нести финансовые и организационные расходы, связанные с профессиональным обучением молодых работников, а также предоставлять им льготы, предусмотренные законом. Другая группа причин связана с особенностями этой категории работников, в частности их идеалистическими представлениями о жизни и работе, завышенными требованиями к условиям труда и первоначальному размеру заработной платы. У многих силен инфантилизм, отсутствует уверенность в собственных силах.
В результате присущий молодежи оптимизм сменяется тревогой у 21,8 %; безразличием у 13,8 %; отчаянием у 3,4 %; возмущением у 3,7 % молодых людей. Это признаки эскалации социальной напряженности между молодежью и новым российским истеблишментом, что ведет к дальнейшему отчуждению и воспроизводству социальной нестабильности.
Важным условием адаптации молодежи к рынку является работа по специальности. По этому показателю молодежь распределилась следующим образом [19; c.130]:
I группа — работают в полном соответствии с полученной профессией, что свидетельствует о высоком уровне их профессионального статуса — 35,6 %;
II группа — работают совершенно по другой специальности или не имеют ее, что соответствует низкому уровню их профессионального статуса. Они как профессиональная группа пока не состоялись — 45,2 %;
III группа — работают по близкой, сходной специальности и занимают промежуточное положение по уровню профессионального статуса. Их профессиональное положение двойственно, неустойчиво — 19,2 %.
Одна из основных современных проблем на рынке труда — это несоответствие уровня выпускаемых вузами специалистов потребностям общества. На российском рынке труда сложилась парадоксальная ситуация: в регионах, где особо остро ощущается нехватка специалистов, сокращается их численность до 10 %. А почти половина выпускников вузов вынуждена менять свою специализацию, причем новая профессия зачастую существенно отличается от полученной согласно диплому.
На рынок труда выходят профессионально необученные и недоучивщиеся молодые люди. Такой квалификационный уровень выпускников удовлетворяет тех руководителей, на предприятии которых эксплуатируются устаревшие технологии и оборудование. Большинство же работодателей ориентируется на кадры, владеющие несколькими смежными профессиями или специальностями, способные к динамичной профессиональной мобильности.
Согласно данным исследования, основным условием работодателей остается высокий уровень общетехнической и специальной подготовки. Однако выдвигаются и новые требования: глубокие знания в области экономики, электронновычислительной техники, психологии, социологии, права, экологии, иностранных языков и др.
Значительные изменения структуры потребностей рынка труда диктуют необходимость перестройки образовательной политики. Анализ предпочтений выпускников школ показывает, что доминирующие в этой группе молодежи приоритеты связаны, в первую очередь, с финансовоэкономической и правовой сферами деятельности. «Экономист», «юрист» — знаковые профессии, ставшие стереотипами привлекательности в общественном сознании. Эти стереотипы продолжают срабатывать, несмотря на насыщение рынка труда специалистами данного профиля, отсутствие соответствующих вакансий (спроса) и появление безработицы среди выпускников, имеющих эти специальности.
В качестве другого стереотипа привлекательности выступают ориентации старшеклассников на профессии гуманитарного профиля в сферах образования, науки, культуры, художественного творчества, здравоохранения. Они притягательны для будущих выпускников скорее содержанием образования, чем статусными и материальными перспективами будущей профессиональной деятельности, которая на деле может гарантировать большинству выпускников невысокий уровень заработной платы. Далее на «лестнице» привлекательности располагаются сферы торговли, коммерции, государственного управления. Замыкают общую картину сферы профессиональной занятости, связанные с инженернотехнической деятельностью и промышленным производством.
Современная ситуация на рынке труда такова, что предложение менеджеров разного уровня превышает спрос более чем в 2 раза, юристов — почти в 2 раза, экономистов — на одну треть. На современном этапе возрос спрос на специалистовинженеров. Он в 2 раза превысил предложение. Подтвердилась тенденция роста спроса производящих компаний и крупных предприятий на руководителей среднего звена, начальников производств, цехов, мастеров. Все более востребованными становятся специалисты с успешным опытом продаж продукции промышленного назначения, программисты, специалисты по информационным технологиям, а также рабочие промышленности и строительства .
Анализ соответствия высших учебных заведений российской экономике показал, что у большинства учебных заведений отсутствует адекватное требованиям рыночной экономики планирование объемов, профилей и уровня подготовки, выпускников. Учебные заведения действуют по принципу выживания, а не адаптации к социальноэкономическим преобразованиям. Наметился явный переизбыток специалистов: до 50 % всех профессий, которые получают выпускники вузов, остаются невостребованными на рынке труда (технических даже до 80 %).
На современном этапе молодежь все больше начинает понимать, что образование, специальность, квалификация  это капитал для инвестирования, а успешность включения в процессы социальной дифференциации детерминируется прохождением сквозь формальноорганизационные структуры института профессионального образования.
Изучение образовательных планов старшеклассников показало, что 67,8 % из них собираются поступить в вуз, 18,2 — в техникум или колледж, 3,8 — в профессиональные училища, на различные курсы профессиональной подготовки, 3,1 % — имеют другие намерения. Количество поданных заявлений в государственные вузы ежегодно растет год от года; так, с 2005 г. к 2009 г. оно увеличилось более, чем в два раза .
При этом обращает на себя внимание тенденция роста доли молодежи с начальным и незаконченным средним образованием во всех отраслях материального производства. В современных российских условиях растет число молодых людей, выходящих на рынок труда с уже имеющейся профессией (специальностью), и одновременно увеличивается численность и доля тех, кто ищет работу, не имея не только профессионального, но и законченного общего среднего образования. Это подтверждается и тенденциями социальноимущественного расслоения в молодежной среде, являющегося результатом аналогичного процесса в обществе в целом.
Участие в труде 14—17летних подростков является результатом снижения уровня жизни населения. Чем ниже семейный доход, тем в большей степени семья заинтересована в трудовой деятельности подростка. Именно семья в данном случае может стимулировать прекращение образования и выход на рынок труда неквалифицированного работника. Трудовые перспективы молодого человека в данном случае неблагоприятны: существует реальная опасность навсегда закрепиться в сфере неквалифицированного, как правило, физического труда, что чревато люмпенизацией работника, переходом его в маргинальные слои общества.
Процесс получения профессиональных знаний, умений и навыков наиболее интенсивно протекает в группе 18—24летних. В этих рамках большинство молодежи заканчивает профессиональное обучение и стремится уже не к эпизодической, а к постоянной занятости. Среди характеристик трудовой деятельности на первый план выдвигаются гарантии занятости, возможности профессионального развития и должностного роста. Поэтому молодые люди стремятся и к получению дополнительных умений и навыков.
Именно в возрасте 2124 лет большинство молодых людей испытывают так называемый «шок от реальности», связанный с тем, что их идеальные представления о будущей трудовой деятельности вступают в противоречие с реальной обстановкой на рабочем месте.
На этот же возраст приходится и период начального этапа карьеры, характеризующийся вхождением в организацию, нахождением своего места в ней.
Стремление личности заявить о себе, достичь успеха, завоевать признание в организации характеризуют работника 25—29 лет. В этот период первоначальное освоение профессии закончено, идет формирование квалифицированного специалиста или руководителя; среди моральных ценностей на первый план выходит потребность в самоутверждении, человек пытается достичь независимости в своих действиях. Успех устремлений зависит от того, насколько удачным было прохождение первой стадии карьеры, проявил ли работник компетентность. Если это условие соблюдено, то он имеет возможность стать независимым специалистов в своей области и как можно меньше полагаться на других.
В период 2129 лет большинство молодых людей вступают в брак, в семьях рождаются первые дети. Все большая доля молодых людей, даже не состоящих в браке, нуждается в достаточно высоком индивидуальном трудовом доходе в связи с низким уровнем жизни семьи. Это оказывает большое влияние и на трудовое поведение молодежи. Именно в этом возрасте начинают проявляться и гендерные (половые) различия в положении работника на рынке труда. Рождение и воспитание детей вынуждает женщин откладывать свои профессиональные устремления, что приводит к их отставанию в карьерном росте от ровесниковмужчин. В системе трудовой мотивации на первый план возвращаются материальные стимулы, что связано с необходимостью содержания семьи [12; c.50].
К 2012 году процесс социализации молодежи завершается, и общество вправе ожидать от полноценной сформировавшейся личности самостоятельного и ответственного поведения в сфере социальнотрудовых отношений.
Материалы исследования показывают, что для большинства молодежи определяющая ценность «хорошей работы» — деньги, а не содержание. Молодые люди строят свои планы на трудовую деятельность, прежде всего, исходя из позиций «хорошая зарплата» (67 %), а не «интересная работа» (33 %). Деньги — этот мотив оказался решающим при выборе места работы (согласно опросу) для 59,9 % из числа 17летних, 65,3 % — из числа 24летних и 64,4% — 31летних .
Под влиянием структурных преобразований в экономике, кризиса государственного сектора изменилось и положение молодежи в материальном производстве. Отток молодежи из госсектора остается на высоком уровне. Кредит доверия молодых специалистов к государственному сектору сокращается, так как, вопервых, в сознании молодых госсектор продолжает ассоциироваться с административнокомандной системой. А вовторых, вынужденные простои, нищенская зарплата, постоянная угроза банкротства предприятий подорвали у молодых людей надежду на работу в госсекторе как на гарантию стабильности.
Большинство сохраняет приверженность государственным структурам либо потому, что нет выбора, либо для того, чтобы числиться на предприятии, а зарабатывать на стороне. Лишь 24,4 % респондентов предпочли бы работу на государственном предприятии или в учреждении, если бы представилась возможность выбирать.
Рынок труда, связанный с частным сектором различной формы собственности, представляется потенциальным пространством, в котором ориентируются молодые специалисты, намереваясь предложить свою будущую рабочую силу. Подавляющее большинство респондентов (67 %) выразили желание трудиться в негосударственном секторе экономики.
Таким образом, положение студенческой молодежи на рынке труда имеет свои особенности [12;c.52]:
—  вопервых, необходимо отметить высокий уровень социальной и трудовой мобильности молодежи. Готовность к смене вида деятельности продемонстрировало значительное число молодых специалистов (более трети опрошенных респондентов);
— вовторых, молодежь вступает в трудовую жизнь с ориентацией не на опыт, а на идеалы, усвоенные в процессе Обучения и воспитания. Этот феномен рассматривается как негативная особенность молодого работника. Большинство организаций, достигших определенного уровня устойчивости в бизнесе, реализующие стратегии диверсификации или освоения новых рынков, предпочитают консерватизировать свои требования к персоналу, выдвигая на первый план требования, связанные с уже устоявшимся опытом. Организации, реализующие предпринимательскую стратегию или стратегию изменения курса, могут оказаться заинтересованными в работниках, ориентированных на «идеальные» представления об основных элементах трудовой деятельности, особенно в тех случаях, когда эти представления соответствуют организационной культуре фирмы. Отсутствие практического производственного опыта будет приветствоваться работодателями, если большинство занятых в конкретном узком сегменте рынка труда обладают негативным с точки зрения изменившейся конъюнктуры бизнеса опытом;
— втретьих, представляется недостаточно аргументированной однозначная трактовка способности молодежи к инновациям, так как привнести новые идеи в деятельность организации могут лишь те люди, которые хорошо знакомы с существующим положением вещей, видят все достоинства и недостатки создавшейся ситуации. Этого не сможет сделать молодой специалист, как бы ни были глубоки его теоретические знания и широк кругозор. Социологические исследования показывают, что в практической деятельности молодежь часто оказывается более консервативной, чем работники средних и даже старших возрастных групп, так как отсутствие трудового и жизненного опыта не позволяет ей грамотно прогнозировать возможные последствия изменений. Другое дело, что молодые сотрудники могут оказаться менее сопротивляемыми инновациям, но не столько по приверженности им, сколько по недостаточной приверженности старому;
— вчетвертых, традиционно приписываемый молодежи более высокий образовательный уровень по сравнению со старшими поколениями в современных российских условиях уже не является бесспорным. Все большие контингенты молодежи оказываются на рынке труда, не имея не только профессионального, но и законченного общего среднего образования.
Практически все работодатели негативно оценивают такие качества молодых работников, как отсутствие навыков трудовой жизни и построения взаимоотношений в рабочей группе, неустойчивость поведения, излишняя эмоциональность, то есть все то, что свидетельствует о социальной незрелости человека, недостаточном уровне его социализации. Создавшийся стереотип социального инфантилизма приводит к дискриминационному отношению к молодежи на рынке труда.
Итак, молодежь в российском обществе составляет особую социальнодемографическую группу. На современном этапе отмечается сложность положения российской молодежи на рынке труда.
Но в тоже время необходимо отметить отсутствие в сознании молодежи зависимости рыночных возможностей от имеющихся материальных ресурсов. Большая часть молодежи — иждивенцы: 62 % опрошенных считают основным источником своего существования доходы родителей.
Определенный диссонанс обнаруживается при сопоставлении радужных представлений о грядущем благополучии и конкретных представлений о средствах его достижения. Примерно 3/4 респондентов выражают уверенность в материальном благополучии в отдаленном будущем. Но в чем они видят источник своего благополучия? Большинство молодых людей на первое место ставят приносящий доход профессионализм, определенная часть опрошенных склонна рассчитывать на собственную предприимчивость и энергичность, а также подработки, но при этом на момент проведения опроса никто не занимался какойлибо деятельностью, приносящей дополнительный заработок.
Более 2/3 респондентов не боятся самоотверженного труда. Молодежь имеет на этот счет свое мнение: «работа требует 100 % отдачи, но я не представляю без нее своей жизни», «нет ничего радостней любимой работы», «работаю без выходных с 8 до 24 часов», «с утра до вечера занимаюсь любимым делом», «погружаясь в работу, забываешь обо всем». Для некоторой части молодежи труд перестает быть средством достижения желаемых ценностей, а сам превращается в ценность. Часть же молодежи, идеализируя рынок, стремится к благосостоянию во что бы то ни стало, считая, что обогащение и жизненный успех можно добиться любой ценой.
18,1 % опрошенных считают вполне для себя возможным участие в криминальных группировках, а 9,1 % полагают, что сегодня это нормальный способ зарабатывания денег. У 12,7 % молодых людей такое же "отношение к проституции .
Таким образом, полученные в ходе исследования результаты показали, что хотя в сознании молодежи превалирующую позицию начинают занимать общечеловеческие ценности: справедливость, семья, друзья, гедонистические ценности, независимость, наблюдается внутренняя несогласованность между ценностью и социальным поведением. 43,8 % молодых людей, т. е. почти половина опрошенных готовы драться за место в жизни и преступить ради своего благополучия через моральные нормы. Выделяя в качестве доминирующей ценности справедливость, часть молодежи считает допустимым мошенничество, взяточничество, разбой, зарабатывание денег обманом и хитростью.
Социальный инфантилизм молодежи подтверждается кризисом личностного и профессионального самоопределения. Студенты I и II курсов задумываются над ответом на вопрос: «Ту ли я профессию выбрал?», когда уже сделан первый шаг в профессиональной ориентации. 42,8 % студентов I и II курсов желают посвятить себя другим областям деятельности . Такая высокая цифра объясняется потерей прежних школьных стереотипов, попаданием в новую непривычную социокультурную среду. При переходе от младших курсов к старшим стабильно снижается доля студентов, руководствующихся в выборе своего будущего занятия мотивом призвания и одновременно возрастает доля тех, кто намерен строить свои отношения с профессиональным жизненным миром на основе оценки престижности будущей работы, перспектив должностного роста, уровня оплаты труда.
Патерналистические установки в ценностном сознании молодежи проявляются в рейтинге социальных проблем учащихся в вузе. Важное место среди них занимают трудности материального положения, недостаток денежных средств (77,3 % опрошенных), отсутствие возможности подрабатывать (43,9 %), неинтересная студенческая жизнь на факультете и в общежитии (27,0 %), недружные отношения в группе (13,9% ).
Значительная часть студенческой молодежи для решения этих социальных проблем надеются на помощь родителей и кураторов, не ориентируясь на самостоятельные действия. Одновременно увеличивается число молодых людей, подрабатывающих в свободное от учебы время. Но большую … Правообладателем данной работы является Группа Компаний Vip Образование. Копирование, тиражирование, использование текста без согласия Компании запрещено. Приобрести работу Вы можете в офисах учебного центра или дистанционно, перейдя по ссылке Купить готовую работу.
 
1.3.Молодежь на рынке труда и региональная служба занятости молодежи: теория и опыт

Нынешняя работа студентов имеет большое значение и как непосредственный жизненный опыт: человек уже вступил в трудовые отношения, сумел познакомиться с несколькими видами работ, испытать себя в них, сделать для себя выбор.
Расходы на проживание зависят от индивидуального стиля жизни и могут существенно различаться.
Расходы на проживание выше всего в больших городах, в Калифорнии и на северовостоке страны. На юге, Среднем Западе и в других районах расходы на проживание могут быть существенно ниже.
Итак, в теории и практике нет идеальной модели стимулирования, которая отвечала бы разнообразным требованиям. Существующие модели трудовой мотивации весьма различны по своей направленности и эффективности. Результаты изучения существующих моделей мотивации не позволяют четко определить, что же побуждает человека к труду. Изучение человека и его поведения в процессе труда дает только некоторые общие объяснения мотивации, но даже они позволяют разрабатывать прагматические модели мотивации работника на конкретном рабочем месте.
Для определения особенностей трудовой мотивации работающих студентов использовались следующие методики: методика «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфир (модификация А. Реана), анкета «Пирамида потребностей» А. Маслоу, методика «Определение мотивации в работе» Ф. Герцберга.
В результате проведенного исследования были получены следующие результаты. По показателю половой принадлежности достоверных различий не выявлено, что может свидетельствовать о том, что трудовая мотивация у мужчин и женщин сходна.
У студентов гуманитарных специальностей уровень внешней отрицательной мотивации значительно выше, чем у студентов технической специализации. Внешняя мотивация содержит те мотивы, которые находятся за пределами труда как такового и самого работника: заработок, боязнь осуждения, стремление к престижу. Внешняя мотивация более эффективна в работах, измеряемых в количеств







 

Copyright © 2007-2013 VIP EDUCATION. Все права защищены.


Дипломные работы на заказ | Дипломы на заказ | Дипломные проекты на заказ | Отчеты по практике на заказ | Отзывы клиентов
Союз образовательных сайтов

Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов
Rambler's Top100