Аннотация: |
Введение
В соответствии со ст.9 п.1 Конституции РФ: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории» [1]. Особое место среди природных ресурсов принадлежит ресурсам недр, ввиду того, что обладают широким спектром ценных свойств.
Основная классификация полезных ископаемых предполагает деление на общераспространенные и необщераспространенные полезные ископаемые, а также торф, который вынесен в отдельную категорию. Общераспространенными являются полезные ископаемые, которые включены в специальный перечень. В сравнении с необщераспространенными они являются малоценными. Месторождения общераспространенных полезных ископаемых нередко встречаются на всей территории Российской Федерации, в связи с чем добыча ведется из месторождений, которые расположены на небольшой глубине или выходят на земную поверхность. Добыча общераспространенных полезных ископаемых, зачастую не требует какихлибо сложных приемов и технических приспособлений, ввиду чего их добыча, в небольших размерах, оказывается по плечу даже отдельным гражданам. Полезные ископаемые, полученные в результате добычи, как правило, используют в строительных целях в сыром виде. [22, с. 12]
Специфика правового режима земель, предоставленных для целей недропользования, особые условия возврата этих земель в хозяйственный оборот обусловили необходимость более подробного изучения правового регулирования отношений, возникающих в процессе их использования. При этом необходимо иметь в виду, что земли, предоставленные для недропользования, относятся к землям промышленности и не являются отдельной категорией земель.
При определении режима земель, предоставленных для целей недропользования, необходимо прежде всего остановиться на некоторых понятиях.
Недропользование — это использование недр для регионального геологического изучения, включающее работы, направленные на общее геологическое изучение недр, в том числе поиски и оценку месторождений полезных ископаемых; для разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающих и связанных с ним перерабатывающих производств; для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; для образования особо охраняемых геологических объектов; сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Понимание того, что эта категория земель предоставляется не для использования непосредственно самих земельных участков, а того, что находится под земной поверхностью, позволяет определить, что такое земли, предоставленные для целей недропользования.
Земли, предоставленные для целей недропользования, — это земли различных категорий, в том числе специального назначения (промышленности, энергетики), изымаемые из хозяйственного оборота и предназначенные для поиска, разведки и разработки месторождений полезных ископаемых; строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Актуальность темы. Актуализация проблем правовой охраны недр в России происходит на фоне строительства федеративного государства. Наличие в составе России субъектов, наделенных правом формировать собственное законодательство, систему органов государственной власти, ставит вопрос об их соотношении с федеральными законами и органами государственной власти. В настоящее время в данной сфере имеется ряд нерешенных проблем, в числе которых вопросы о мере участия федерации и ее субъектов в правовом регулировании по предметам совместного ведения, форме разграничения полномочий между органами государственной власти разных уровней. Актуальны они и в области охраны недр, что обусловливает анализ отдельных аспектов правовой охраны недр с позиций существования России как федеративного государства.
Учитывая особенности законодательства Сургутского района, ХМАОЮгра, процесс оформления земельного участка для добычи общераспространенных полезных ископаемых также имеет ряд особенностей, рассмотрение которых является актуальной темой, которой и будет посвещена данная дипломная работа.
Цель исследования системный анализ законодательства ХантыМансийского автономного округа в сфере оформления земельных участков для добычи общераспространенных полезных ископаемых (песка), с учетом особенностей данного округа, а также создание примера такого оформления и соответствующей сметы затрат на разработку песчаного карьера.
Для достижения цели исследования были поставлены задачи:
раскрыть понятие… Правообладателем данной работы является Группа Компаний Vip Образование. Копирование, тиражирование, использование текста без согласия Компании запрещено. Приобрести работу Вы можете в офисах учебного центра или дистанционно, перейдя по ссылке Купить готовую работу.
Глава I. Нормативноправовая база регулирующая оформления земельного участка для добычи общераспространенных полезных ископаемых (песка) на территории муниципального образования Сургутский район, ХМАОЮгра.
1. Особенности правового режима земель, предоставленных для недропользования
Среди особенностей предоставления земель для целей недропользования можно выделить следующие.
Вопервых, эти земли изымаются из хозяйственного оборота и перестают выполнять свое прямое предназначение. Интенсивное использование земельных участков для добычи полезных ископаемых влечет за собой разрушение поверхностного слоя земли, возникновение горных выработок и отвалов вскрышных пород, нарушение гидрологического режима земель, разрушение целостности экологической системы и природных ландшафтов. Специфика правового режима этих земель заключается в том, что для них установлен особый порядок предоставления, использования и возврата в хозяйственный оборот.
Вовторых, не все категории земель безоговорочно предоставляются для указанных целей. Земельное законодательство предусматривает ряд ограничений и обязанностей недропользователя для сельскохозяйственных земель.
Втретьих, земли особо охраняемых природных территорий, лечебнооздоровительных местностей и курортов, природоохранного, рекреационного и историкокультурного назначения изъяты из перечня земель, предоставляемых для целей недропользования. Земельный кодекс РФ [3] устанавливает, что земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и на их территории запрещается любая деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов. Вводится особый правовой режим использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с назначением этих земель [3, глава 17]. Кроме того, в целях защиты земель особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы.
Вчетвертых, земли … Правообладателем данной работы является Группа Компаний Vip Образование. Копирование, тиражирование, использование текста без согласия Компании запрещено. Приобрести работу Вы можете в офисах учебного центра или дистанционно, перейдя по ссылке Купить готовую работу.
2. Отвод земель для недропользования
Для целей разработки месторождений полезных ископаемых могут предоставляться земли сельскохозяйственного назначения, земли лесного фонда, водного фонда, земли промышленности.
Добыча полезных ископаемых может производиться открытым способом, когда залежи полезных ископаемых находятся в непосредственной близи от земной поверхности (открытые угольные разработки, добыча общераспространенных полезных ископаемых — щебня, песка, торфа и т.д.), либо подземным способом (угольные шахты, буровые нефтяные и газовые скважины). И в том, и в другом случае непосредственному воздействию подвергается земная поверхность. В подавляющем большинстве случаев это воздействие носит экологонеблагоприятный характер для земли и для экосистемы в целом.
К примеру, при открытом способе месторождения разрабатывают непосредственно с поверхности земли, путем проведения открытых горных выработок. Для этого ведется подготовка поверхности — вырубают и выкорчевывают леса, отводят за пределы месторождения русла рек и ручьев, осушают озера и проводят подземные или открытые осушительные и водоотливные выработки. И как следствие, нарушаются не только площади, на которых залегают полезные ископаемые, но и территории, находящиеся за пределами месторождений.
Согласно Федеральному закону от 30 декабря 1995 г. № 225ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (в ред. от 7 января 1999 г.) [13, 30, Ст. 18] соглашение о разделе продукции есть договор, согласно которому РФ обязуется предоставить субъекту предпринимательской деятельности на определенный срок и на возмездной основе исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, оговоренном в договоре, а также на ведение работ, связанных с этим, инвестор обязуется выполнять оговоренные работы за свой счет и на свой риск. Договор устанавливает все необходимые условия, касательно пользования недрами, среди которых условия и порядок раздела между сторонами договора произведенной продукции.
Учитывая особенность использования земель для целей недропользования, необходимо обратить внимание на ограничения, налагаемые на земли сельскохозяйственного назначения Земельным кодексом РФ от 25 октября 2001 г. при предоставлении их для недропользования.
Статья 79 Земельного кодекса РФ [3] («Особенности использования сельскохозяйственных угодий») указывает, что для строительства промышленных объектов и иных несельскохозяйственных нужд предоставляются земли, непригодные для ведения сельскохозяйственного производства, или сельскохозяйственные угодья из земель сельскохозяйственного назначения худшего качества по кадастровой стоимости. Кроме того, особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытнопроизводственных подразделений научноисследовательских организаций и учебноопытных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает среднерайонный уровень, могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.
Особенности правового режима использования земель лесного и водного фондов для целей недропользования установлен соответственно в Водном кодексе РФ от 16 ноября 1995 г. [6] и Лесном кодексе РФ от 29 января 1997 г. [7]
Статья 63 Лесного кодекса РФ [7] определяет порядок перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и порядок изъятия земель лесного фонда.
Статья 12 Водного кодекса РФ [6] выделяет особенности прав собственников, владельцев и пользователей земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам, а [6, ст. 137] обязывает водопользователей, использующих водные объекты для промышленности и энергетики, принимать меры по предотвращению загрязнения, засорения и истощения водных объектов.
Земли сельскохозяйственных угодий, земли водного фонда и лесного фонда используются для целей недропользования в тех случаях, когда залежи месторождений полезных ископаемых находятся на территориях, занятых именно этими категориями земель. В этих случаях законодательством предусмотрен дополнительный объем процедур для выделения данных земель.
Для осуществления горнодобывающей, горноперерабатывающей деятельности, как правило, используются земли промышленности. Глава 16 Земельного кодекса РФ [3] содержит нормы, регулирующие отношения по использованию земель промышленности. Статья 87 [3] определяет, что землями промышленности и иного специального назначения являются земли, которые расположены за чертой поселений и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций или эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности.
Организации горнодобывающей и нефтегазовой промышленности земельные участки для разработки полезных ископаемых могут получить только после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель.
Основанием для изъятия у собственника… Правообладателем данной работы является Группа Компаний Vip Образование. Копирование, тиражирование, использование текста без согласия Компании запрещено. Приобрести работу Вы можете в офисах учебного центра или дистанционно, перейдя по ссылке Купить готовую работу.
3. Существенные условия для получения права пользования недрами
Для получения права на пользование недрами субъект предпринимательской деятельности должен представить документы, содержащие сведения о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии; данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; указание пространственных границ участка недр, предоставляемого в пользование; указание границ земельного отвода или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами; сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу); условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями; согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье; соглашение о праве собственности на геологическую информацию, получаемую в процессе пользования недрами; условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ; порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель.
Лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования.
В соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода — геометризованного блока недр.
При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.
Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта с органами государственного горного надзора и государственными органами охраны окружающей природной среды документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.
Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией.
Пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей природной среды.
Пользование недрами на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи может быть частично или полностью запрещено в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей природной среде.
Пользование недрами на особо охраняемых территориях производится в соответствии со статусом этих территорий.
Федеральный орган управления государственным фондом недр (Министерство природных ресурсов РФ) и его территориальные органы осуществляют подготовительную работу, связанную с проведением конкурсов (аукционов) и предоставлением лицензий, согласовывают условия лицензии с государственными органами управления промышленностью, земельными, водными и лесными ресурсами, государственными органами охраны окружающей природной среды, органами государственного горного надзора.
В отношении разработки месторождений… Правообладателем данной работы является Группа Компаний Vip Образование. Копирование, тиражирование, использование текста без согласия Компании запрещено. Приобрести работу Вы можете в офисах учебного центра или дистанционно, перейдя по ссылке Купить готовую работу.
4. Условия землепользования на площадях залегания полезных ископаемых
Земельное законодательство и законодательство о недрах устанавливает определенный порядок пользования земельными участками для целей недропользования.
Закон РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 г. [8] в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 г. в [8, ст. 251] устанавливает условия землепользования площадей залегания полезных ископаемых. Земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с геологическим изучением и использованием недр, временно или постоянно могут отчуждаться для государственных нужд с возмещением собственникам указанных земельных участков их стоимости в соответствии с земельным законодательством. Решение об отчуждении таких земельных участков принимается федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с разделением их полномочий. [24, с. 343]
5. Правовой режим земельных участков, предоставленных для недропользования
Согласно ст. 6 Закона "О недрах" [8], недра предоставляются для: геологического изучения; образования особо охраняемых геологических объектов (заповедников, заказников, научных полигонов и др.), добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, сбора минералогических и других коллекционных материалов [33, ст. 834].
Действующее законодательство предусматривает особые условия предоставления земельных участков для нужд недропользования и порядок их использования. Такие земельные участки имеют разный правовой режим. Вопервых, допускается временное использование земельных участков для геологоразведочных работ. Земельный участок может быть передан в аренду для государственных или муниципальных нужд либо для проведения изыскательских работ на срок не более чем один год (ст. 22 Земельного кодекса РФ). При этом арендатор земельного участка в пределах срока договора аренды земельного участка обязан по требованию арендодателя привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием; возместить убытки, причиненные при проведении работ; выполнить необходимые работы по рекультивации земельного участка, а также исполнить иные обязанности, установленные законом и (или) договором аренды земельного участка.
Кодексом предусмотрено право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) [3, ст. 23]. Могут устанавливаться публичные сервитуты для временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ. В случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.
В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.
Предприятия, учреждения и организации, проводящие изыскательские работы, которые по технологии их выполнения требуют занятия земельного участка или его части под временные постройки, размещение оборудования, техники, складов сырья и прочих сооружений, ограничивающих полностью или частично использование этих земель собственниками земли, землевладельцами, землепользователями, арендаторами, выплачивают соответственно земельный налог или арендную плату и полностью возмещают лицам, использующим земельные участки, все причиненные им убытки, включая упущенную выгоду. Размер земельного налога или арендной платы устанавливается исходя из взимаемых платежей за землю с собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов, пропорционально сроку и занимаемой части земельного участка.
Вовторых, законодательство выделяет правовой режим земельных участков, которые предоставлены для постоянного использования недр. Для этого формируется фонд перераспределения земель (ст. 80 Кодекса).
Основанием для ведения изыскательских, геодезических, геологосъемочных, поисковых работ является решение о проведении этих работ и договор, заключаемый с собственником земли, землевладельцем, землепользователем или арендатором, который регистрируется в соответствующем органе местного самоуправления.
В случае, когда земельные участки необходимы для постоянного пользования недр, встает вопрос об их изъятии. Объективно существующие потребности развития общества определяют необходимость изменять целевое назначение земель, переводить земельные участки из состава одной категории в другую, изымать земельные участки. Такая необходимость возникает для сооружения различных объектов и сооружений, в том числе для строительства горнодобывающих предприятий.
Порядок предоставления земельных участков для строительства и других целей, в том числе связанных с недропользованием, закреплен в ст. 30—33 Земельного кодекса РФ [3].
Порядок изъятия земельного участка закреплен в ст. 55 Земельного кодекса РФ [3] (условия и порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд). Согласно этой статье изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным [3, ст. 49] Кодекса. Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.
Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.
Организации, заинтересованные в строительстве объекта, обращаются в орган местного самоуправления, обладающий правом изъятия и предоставления земельных участков, с ходатайством о предварительном согласовании места его размещения и обоснованием примерных размеров земельного участка, а также сроков пользования землей. После этого орган местного самоуправления или по его поручению территориальный орган Федеральной службы земельного кадастра России обеспечивает выбор земельного участка в натуре (на местности). В этой процедуре обязательное участие принимают представители сельских (поселковых) местных администраций, собственники земли, землевладельцы, землепользователи, арендаторы, представители соответствующих государственных служб, предприятий, учреждений и организаций, заинтересованных в отводе земель.
Результаты проведенной работы оформляются актом выбора земельного участка для размещения объекта, а в необходимых случаях и его санитарной (охранной) зоны. К акту должны прилагаться картографические материалы, расчеты убытков собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов и потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием земельного участка, материалы других согласований, экспертиз, проведенных с учетом комплексного развития территории.
Возмещение убытков, согласно ст. 57 Земельного кодекса РФ [3], осуществляется за счет соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются земельные участки или ограничиваются права на них, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарнозащитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшение качества земель.
При расчетах размеров возмещения убытки собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков определяются… Правообладателем данной работы является Группа Компаний Vip Образование. Копирование, тиражирование, использование текста без согласия Компании запрещено. Приобрести работу Вы можете в офисах учебного центра или дистанционно, перейдя по ссылке Купить готовую работу.
6. Проблемы законодательного обеспечения пользования недрами
В России актуализация проблем правовой охраны недр происходит на фоне строительства и развития федеративного государства. Само наличие в составе Российской Федерации субъектов, имеющих права формировать собственное законодательство, систему органов государственной власти, поднимает вопрос об их соотношении с федеральными законами, а также органами государственной власти. На данный момент в этой сфере имеется ряд неразрешенных проблем, к числу которых относятся вопросы касательно меры участия федерации, а также ее субъектов в правовом регулировании относительно предметов совместного ведения, форме разграничения полномочий между органами государственной власти разных уровней. Данные вопросы актуальны и в области охраны недр, чем обусловлен анализ отдельных областей правовой охраны недр с позиций существования России как федеративного государства.
Известно, что в основе недропользования лежит система допуска к изучению и использованию недр, то есть система лицензирования. Эта система была введена в 1992 году, начала работать с 1993 года и базируется на Законе Российской Федерации "О недрах" [5], принятом в феврале 1992 года, и на Положении о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденном в середине 1992 года. Ближайшая цель, которая ставилась в 1992 году перед системой лицензирования, — не допустить сбоя в работе минеральносырьевого комплекса.
Все месторождения, которые находились в тот момент в освоении, обустройстве и разведке, в соответствии с законом были почти принудительно и бесплатно закреп лены за тогда еще государственными добывающими предприятиями. По нефти и газу было распределено 65 процентов самой лучшей сырьевой базы страны. Спустя десятилетие это вызвало некую волну критики. Почему бесплатно? Насколько огромные средства в данный момент берутся на аукционах. Но что можно было взять в ту пору? Дело в том, что компании не хотели брать на баланс месторождения и получать лицензии, ибо с момента регистрации лицензии они должны были платить налоги на воспроизводство сырьевой базы и плату за пользование недрами. А это в сумме около 20 процентов от стоимости реализации минерального сырья. По мере выполнения первой задачи в 1995 году Правительством был представлен в Государственную Думу и принят в первом чтении проект федерального закона "О лицензировании пользования недрами". Но лобби различного толка (отраслевое, политическое и так далее) сумело затормозить дальнейший ход рассмотрения этого законопроекта. Он только в 2004 году был снят Государственной Думой с рассмотрения, а до того девять лет находился в Государственной Думе без движения. Как раз в этом законопроекте и были предусмотрены необходимые меры, к которым мы вынуждены обращаться даже сегодня, спустя столько лет. Поскольку закон в то время не был принят, вакуум стал заполняться подзаконными актами, которые издавало министерство и другие ведомства, в том числе и нынешнее Федеральное агентство по недропользованию. В 1995—2000 годах система лицензировании базировалась в основном на конкурсах. Конкурсная форма допуска к недрам позволяла, во первых, выбрать претендента, во вторых, доверить право пользования недрами профессиональным компаниям, то есть компаниям профессионально занимающимся своим делом: если добычей — значит, добычей, разведкой — значит, разведкой, поисками —значит, поисками. В тот же период Ханты Мансийский автономный округ предложил новую форму — сочетание конкурса и аукциона. Она называлась "конкурс с аукционным окончанием". На конкурсном этапе отбирались претенденты с лучшими предложениями, а аукцион определял победителя. На тот момент это было прогрессивное предложение.
С 2002 года, как известно, пошла борьба с конкурсами, в массовом порядке состоялся переход на аукционную систему. Безусловно, польза от аукционной системы есть, она на виду. Во первых, снизилась возможность коррупции в чиновничьем аппарате, поскольку все стало более или менее прозрачно. Во вторых, на порядок возросли доходы федерального бюджета за счет разовых платежей. Но все эти хорошие моменты (их можно еще дополнить) сочетаются с другими. За период внедрения аукционов (а в год их проводится около тысячи) практически исчерпан задел запасов и ресурсов категорий С2 и С3. Сегодня по ликвидным видам полезных ископаемых мы выставляем участки с ресурсами Р1 и Р2. Это скорее всего уже не участки, а площади. Степень локализации ресурсов очень низкая. Пошла волна вымогательства. Появились специальные фирмы, специализирующиеся только на аукционах и конкурсах, играющих на так называемых отступных. Например, золотопромышленники представили нам материал, из которого следует, что из девяти проведенных в последнее время аукционов на золото в Якутии и Бурятии все аукционы выиграны непрофессиональными компаниями, которых вообще нет в списке золотодобывающих или геологоразведочных. Для чего это делается? Явно для того, чтобы потом комуто переуступить лицензию, перепродать ее или заморозить. Действующие горнодобывающие, в том числе градообразующие, предприятия нередко остаются без сырьевой базы, поскольку фланги разрабатываемых ими месторождений перекрываются лицензиями, купленными непрофессиональными предприятиями. Аукционы выигрываются за очень большие деньги, а победители выжидают, когда же те, кто действительно нуждается в сырьевой базе, будут готовы заплатить втридорога за тот или иной участок.
Из более 60 млрд. рублей, собранных в прошлом году на аукционах, минимум две трети или три четверти — это инвестиционные деньги, на которые должны были начаться поисковые работы. Но они ушли в федеральный бюджет. С одной стороны, это хорошо, с другой стороны, плохо. Почему бы не подумать о форме отложенного платежа? Обязать бы компании вложить эти деньги по определенной программе в изучение недр и отчитаться. А заплатить после выхода добывающего предприятия на проектную мощность.
Аукционное распределение лишило региональные и муниципальные власти возможности включать в лицензионные соглашения некоторые условия социального и инфраструктурного характера. Аукционы на разведку и добычу исключили и возможность предъявления к соискателю условий по переработке сырья, по созданию высокотехнологичных производств, по трудоустройству местных жителей и т.д. Фактически аукционы, поскольку они проводятся на право разведки и добычи, поощряют только сырьевую направленность экономики.
Одним словом, есть у аукционов и положительные, и отрицательные стороны, которые во многом обусловлены несовершенством нормативно правовой базы. Безусловно, аукцион тоже можно дополнить требованиями, которые позволят исключить победу непрофессиональных компаний или временных игроков, но заменить комплексность инвестиционных проектов аукционы не могут. [2]
Каждый из владельцев имеет право на свободное пользование, владение и распоряжение имуществом, которое находится в его собственности [20, с. 211213]. В соответствии со [5, ст. 11] Закона РФ «О недрах» предоставление земли для проведения работ, касательно геологического изучения и иного использования недр, должно осуществляется в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, после окончательного утверждения проекта проведения соответствующих работ [34, ст. 823]. Согласно п. 4. Положения о порядке лицензирования пользования недрами участки земли отведенные для проведения работ по геологическому изучению, а также иным видам использованием недр, предоставляются согласно порядку и на условиях, определенных земельным законодательством [35, ст. 1917]. Из этого следует, что законодательство о недрах фактически регулирует вопросы, относительно предоставления земли в недропользование в крайне незначительной степени. Касательно Земельного кодекса можно отметить, что он направлен сугубо на регулирование отношений использования земельных участков, а не недропользования. Согласно Земельному кодексу РФ принятие решения относительно указанных выше вопросов происходит на стадии предварительного согласования места дислокации объекта постройки, а значит тогда, когда субъект права пользования участком земли уже определен: предварительное согласование места дислокации объекта начинается с инициативы будущего землепользователя [21, с. 100].
Решение вопросов относительно получения земли, на федеральных землях, в постоянное или временное пользование не связанно с какимилибо сложностями, не смотря на большую численность, время проведения всех бюрократических процедур занимает у недропользователя до 1/4 и даже 1/3 срока, определенного в лицензии. В случае, когда земля находится в собственности субъекта РФ или в муниципальной собственности, зачастую возникают сложности при оформлении. Данный факт объясняется следующим: федеральное законодательство не в силах регулировать распоряжение землями, которые не находятся в федеральной собственности.
В тех случаях, когда земля находится в частной собственности, потенциальный недропользователь может получить ее у собственника в аренду, для чего ему требуется лишь согласие собственника. В данном случае основанием будет служить лицензия на право пользования недрами. Дополнительных правоустанавливающих документов не надо, ввиду того, что в законодательстве РФ не предусмотрено положений, которые бы регулировали правоотношения возникающие между недропользователями и собственниками земли. В итоге право на землю практически выступает определяющим данные отношения. Однако на практике часто возникают случаи, когда собственник земли не желает предоставить ее в аренду для недропользования или устанавливает неприемлемую за нее плату.
Разногласия интересов собственников земли, недропользователей, землепользователей, государства могут разрешаться различными способами. К примеру, методом устранения конфликтных моментов является установление публичного сервитута на проведение исследовательских и изыскательских работ, проводимых с целью разведки, геологического изучения недр или добычи полезных ископаемых. С одной стороны, проведение работ на основании сервитута не влечет потребность в изменении категории земельного участка и вид его целевого назначения. С другой стороны, согласно [4, ст. 274] Гражданского кодекса РФ сервитут дает лишь право ограниченного пользования чужим земельным участком с целью обеспечения прохода – проезда, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества (в данном случае – смежного земельного участка), которые нельзя обеспечить без установления данного сервитута [36, ст. 410]. Исходя из содержания нормы, установленной ч. 1 [3, ст. 23] ЗК РФ, можно сделать вывод о том, что это определение имеет отношение только к частному сервитуту, но не к публичному. Помимо этого, сервитут устанавливается только для нужд собственника смежного земельного участка, а не для нужд недропользователя. Одновременно с этим гражданское и земельное законодательство не содержит правил, которые запрещают собственнику недр требовать от собственника земли предоставления ему ограниченного права пользования земельным участком для недропользования. Следовательно, можно сделать вывод о том, что недропользователь имеет право требовать от собственника земельного участка установления сервитута. В соответствии с [3, п. 2 ст. 23] ЗК РФ публичный сервитут может быть установлен законом или иным нормативным правовым актом РФ, а также нормативноправовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления в тех случаях, когда это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения.
Основаниями, которые предусматривающие изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, служат нормы [3, ст. 49] ЗК РФ. В частности, согласно п. 1 обозначенной статьи такое изъятие происходит в исключительных случаях, связанных с:
• выполнением международных обязательств РФ;
• размещением перечисленных в данной статье объектов государственного или муниципального значения в условиях отсутствия прочих вариантов возможного размещения данных объектов;
• прочими обстоятельствами в соответствии с федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, также путем выкупа, земельных участков из земель, которые находятся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, в случаях, которые установлены законами субъектов РФ.
В совокупности с нормой подпункта 3 п. 1 статьи 49 Земельного кодекса РФ [3] приведенная выше норма предназначена для обеспечения возможности доступа заинтересованных лиц к земельным участкам с целью осуществления на них работ, которые связанны с геологическим изучением и иным использованием недр.
Однако, на практике имеют место значительные затруднения в применении указанных выше положений Закона РФ «О недрах» и Земельного кодекса Российской Федерации. В частности, уполномоченные органы разъясняют часть 2 ст. 25.1 Закона РФ «О недрах» [5] как норму, которая устанавливает, что земля, находящаяся уже в использовании для геологического изучения недр, то есть требуемая для конкретных целей, может быть изъята из владения недропользователя для государственных или муниципальных нужд. В случае данного подхода теряется взаимосвязь между соответствующими положениями Закона РФ «О недрах» [5] и ст. 49 Земельного кодекса РФ [3].
Помимо этого, во многих случаях понятие «государственные нужды» и «муниципальные нужды» трактуется слишком узко. Данное обстоятельство препятствует изъятию земли согласно [5, ст. 25.1] Закона РФ «О недрах» и [3, ст. 49] Земельного кодекса РФ для последующего ее предоставления инвестору – частной организации с целью осуществления работ, которые связанны с геологическим изучением и иным использованием недр. Увы основания для передачи земельных участков не представляются ясными. Одновременно с этим невозможно не учитывать, что в действительности использовать земельный участок будут недропользователи, а никак не землепользователи. Отношения, которые складывающиеся при предоставлении горного отвода между недропользователем и государством имеют частноправовой характер, ввиду того, что их предмет представляет собой определенное имущество, которое, в свою очередь, имеет потребительскую стоимость и способность участвовать в гражданском обороте (отвод) [27].
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что требуется заполнить еще один пробел в законодательстве, а точнее – дать определение понятию «государственные и муниципальные нужды», а не оставаться в рамках перечисления целей, для которых земельный участок может быть изъят.
Следующий аспект связан с установлением цены выкупа. По данным участников рынка, владельцы земельных участков нередко шантажируют компании, обозначая плату, которая в десятки раз превышает рыночную стоимость аналогичных участков земли. Например, собственники земельного участка на котором расположен цементный завод… Правообладателем данной работы является Группа Компаний Vip Образование. Копирование, тиражирование, использование текста без согласия Компании запрещено. Приобрести работу Вы можете в офисах учебного центра или дистанционно, перейдя по ссылке Купить готовую работу.
Глава II. Объект исследования муниципальное образование Сургутский район, ХМАОЮгра.
1. Общераспространенные полезные ископаемые ХантыМансийского автономного округа Югра
ХантыМансийский автономный округ Югра обладает запасами следующих видов общераспространенных полезных ископаемых (ОПИ): пески, песчаногравийные смеси, супеси, суглинки, кирпичнокерамзитовые глины, строительный камень, кремнистое сырье, торф, сапропель. На территории ХантыМансийского автономного округа – Югры по состоянию на 01.01.2012 г. право пользования участками недр для целей геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых имели 127 предприятий на основании 752 лицензий и 4 разрешений органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа.
Большая часть действующих лицензий предоставлена на разработку и добычу песка (620 лицензий) и торфа (104 лицензии). Это обусловлено использованием песка и торфа как строительного материала для обустройства нефтегазовых месторождений. Третья часть всех участков недр, находящихся в пользовании для целей геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, расположена на территории муниципального образования Сургутский район (35,1%). Из общего количества действующих лицензий 69,8% имеют крупные пользователи недр, из которых самыми крупными являются: ОАО «Сургутнефтегаз» – 193 лицензии, ООО «Газпромтрансгаз Югорск» имеет 75 лицензий, ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» – 61 лицензию, ООО «РНЮганскнефтегаз» –53 лицензии.
В 2011 году зарегистрировано 95 лицензий на право пользования недрами для целей разведки и добычи месторождений общераспространенных полезных… Правообладателем данной работы является Группа Компаний Vip Образование. Копирование, тиражирование, использование текста без согласия Компании запрещено. Приобрести работу Вы можете в офисах учебного центра или дистанционно, перейдя по ссылке Купить готовую работу. |