Справочная информация:  
Главная - Дипломные работы, выпускные квалификационные работы, дипломные проекты, дипломы MBA, диссертации, курсовые работы, рефераты, отчеты по практике на заказ
Условия
Услуги
Стоимость
Прайс-лист
Способы оплаты
(495) 772-08-16 Москва
(812) 953-61-55 Санкт-Петербург
(8622) 95-57-82 Сочи
(863) 275-84-86 Ростов-на-Дону
(919) 993-83-30 Тюмень
(916) 814-41-53 Регионы
Коллектив Образцы работ Контакты Вакансии Наши клиенты  
 
 



        Обратный звонок  

Ваше имя*
Город*
Телефон*  
E-mail
Тематика разговора*


     

* - Поля, обязательные для заполнения


        Каталог готовых работ

Анализ хозяйственной деятельности
Аудит
Банковское дело
Бухгалтерский учет
Городской кадастр, землеустройство
Государственное муниципальное управление
Государственное муниципальное управлениеПовышение эффективности деятельности местных органов власти по управлени
Гражданское право
Земельное право
История
Конституционное право
Криминалистика
Логистика
Маркетинг
Международные стандарты финансовой отчетности
Менеджмент организации
Педагогика
Право
Психология
Социальная работа
Спортивный менеджмент
Статистика
Трудовое право
Туризм
Уголовное право
Уголовный процесс
Управление персоналом
Управление проектом
Физическая реабилитация
Финансовое право
Финансовый менеджмент
Финансы и кредит
Экономика и управление на предприятии
Юриспруденция


        Информация

Работа с регионами

Мы принимаем заказы из всех регионов России. Вы можете заказать дипломные работы, отчеты по практике, курсовые, ответы на билеты в каждом городе РФ. Оплатить наши услуги возможно во всех отделениях Сберегательного банка России, через терминалы оплаты или с помощью электронных платежей Яндекс-деньги или WebMoney



Рекламодателям

Уважаемые рекламодатели! У Вас появилась возможность размещать рекламные материалы на наших общеобразовательных ресурсах. Вашу рекламу ежедневно будет просматривать аудитория более 2000 человек. Это идеальное решение для Вашего бизнеса. Компания сотрудничает как с юридическими, так и с физическими лицами. По вопросам размещения рекламы обращайтесь по контактным телефонам в Москве 8 (495) 772-08-16, в Санкт-Петербурге 8 (812) 953-61-55
 

Правовые меры контроля за незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров


Код работы: 4439
Тип работы: Дипломная работа
Название темы: Правовые меры контроля за незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров
Предмет: Юриспруденция
Основные понятия: Диплом ВКР
Количество страниц: 80
Стоимость: 3450

ВВЕДЕНИЕ    3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ И ОБОРОТОМ  НАРКОТИЧЕСКИХ,                                   ПСИХОТРОПНЫХ СРЕДСТВ И ПРЕКУРСОРОВ    8
1.1. Историкоправовой анализ  борьбы  с незаконным оборотом наркотических, психотропных веществ и прекурсоров    8
1.2. Правовое регулирование оборота наркотических средств    16
ГЛАВА 2.  УГОЛОВНОПРАВОВАЯ АНАЛИЗ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ  НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ,                                   ПСИХОТРОПНЫХ СРЕДСТВ И ПРЕКУРСОРОВ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНИВШЕГОСЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ    24
2.1 Объективные признаки незаконной перевозки, пересылки, либо сбыта наркотических веществ и психотропных веществ    24
2.2  Субъективные признаки  незаконной перевозки, пересылки, либо сбыта наркотических веществ и психотропных веществ    33
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОНТРОЛЯ ЗА              НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ,                                   ПСИХОТРОПНЫХ СРЕДСТВ И ПРЕКУРСОРОВ    37
3.1  Современные проблемы контроля таможенными органами незаконного перемещения и  оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и предлагаемые пути их решения    37
3.2  Результаты правоохранительной деятельности таможенных органов в сфере контроля незаконного перемещения и  оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров     50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ    68



Аннотация:


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена значительным уровнем кримингенной  обстановки в совреммнном мировой сообществе До конца 80х годов Советский Союз считался достаточно благополучной страной в отношении распространения и потребления наркотических, психотропных веществ и прекурсоров. Но не прошло и десяти лет, как Россию захлестнула проблема наркомании, а ее масштабы и темпы угрожают безопасности страны. Наркомания – чрезвычайно сложное и общественно опасное явление в современном мире . Причиняемый им вред огромен и практически не поддается исчислению. Это и деградация личности наркоманов, и импульс к совершению разнообразных преступлений, и снижение материальнотехнического и интеллектуального потенциала общества, ухудшение его генофонда и многое другое. Само понятие «контрабанда» не исключается полностью из УК РФ и сохраняется в отношении товаров, которые ограничены либо запрещены к свободному обороту на территории Российской Федерации. Так, введена новая ст. 226.1 УК РФ, предусматривающая контрабанду сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ и иных вооружений, а также ст. 229.1, предусматривающая контрабанду наркотических средств, психотропных веществ и инструментов, используемых для их изготовления. По сути, данные статьи выделены законодателем из ч. 2 ст. 188 УК РФ, ранее предусматривающей ответственность за эти деяния. Законодатель больше не считает эти преступления экономическими, перенеся положения об ответственности за такие деяния из гл. 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» в гл. 24 «Преступления против общественной безопасности» и 25 «Преступления против здоровья населения и общественной безопасности» УК РФ.
Возрастает профессионализм и организованность действий преступных группировок, неумолимо растет число торговцев наркотиками. Увеличивается нелегальное производство наркотических средств. В настоящее время в большинстве стран мира, в том числе в Российской Федерации, задачи борьбы с незаконным оборотом наркотиков и предупреждением наркомании стоят особо остро. Социальноэкономические преобразования в России происходят в условиях резкого роста преступности, негативно влияющего на ход реформ, угрожающего устоям российской государственности, безопасности и здоровью граждан. В стране обострилась наркоситуация. По данным экспертов, объем незаконного оборота наркотиков в России ежегодно почти удваивается. Прогнозируется, что число преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, приблизится к 500 тыс., а количество лиц, регулярно или эпизодически употребляющих данные средства и вещества в немедицинских целях, достигнет 8 млн. человек.
В течение последних лет в Российской Федерации наркомания и незаконный оборот наркотиков превратились в социальные явления, оказывающие разрушительное воздействие на состояние общественного порядка и безопасности, здоровье и правосознание населения. Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ создает угрозы возможности управления социальными процессами, определяющими качество жизни граждан России, угрозу национальной безопасности. Как следствие, в концепции национальной безопасности Российской Федерации немедицинское потребление наркотических веществ и масштабы его роста выделены особо. Поэтому наркотизация населения требует расширения применения государством механизма административного принуждения. Противодействие незаконному обороту и немедицинскому потреблению наркотиков было и остается среди первостепенных задач правоохранительной системы и приоритетных объектов органов государственной власти.
Актуальность исследования данной темы обусловлена особой общественной опасностью наркомании. Она выражается в следующем:
 вопервых, в результате наркомании происходит деградация личности (в 1520 раз быстрее, чем от алкоголя) потребителя наркотических средств или психотропных веществ, она коренным образом сказывается на здоровье, приводит к преждевременной смерти. Наркоман, его психиковолевая сфера полностью зависимы от приема наркотических или психотропных веществ;
 вовторых, наркомания тесно связана с общеуголовной преступностью (значительное количество преступлений совершается для последующего обмена имущества, добытого преступным путем, на наркотические средства и психотропные вещества);
 втретьих, наркотизация охватывает прежде всего молодежные слои населения, что особо опасно для будущего развития человечества;
 вчетвертых, злоупотребление наркотическими средствами или психотропными веществами приводит к значительным расходам со стороны семьи и общества, связанным с лечением и реабилитацией больных наркоманией, борьбой с наркобизнесом, отвлекая тем самым экономические ресурсы от вложения в социально полезные сферы, а также приводит к разрушению брачносемейных отношений и т.д.
Несмотря на то, что уголовные, административные и профилактические меры предупреждения и пресечения правонарушений в сфере   оборота  наркотических  средств   исследуются  в  трудах   юристов, однако, и это естественно в силу многоаспектности проблемы и ее сложности, в работах указанных ученых разрешены далеко не все вопросы, что обуславливает необходимость дальнейшего комплексного ее исследования с целью повышения эффективности применения уголовноправовых, общих и специальнокриминологических мер, направленных на предупреждение данного негативного, исключительно опасного социального явления . Необходимо исследование вопросов отечественного и зарубежного опыта борьбы с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ, целенаправленная разработка научнообоснованных предложений и рекомендаций по изменению уголовного законодательства, в частности за преступления, связанные с незаконным изготовлением, приобретением, хранением, перевозкой, пересылкой либо сбытом наркотических средств или психотропных веществ.
Эти обстоятельства обусловили научную и практическую актуальность выбранной темы и необходимость ее исследования.
Основная цель работы состоит в изучении и анализе правовых мер контроля за незаконных оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров. Достижение указанной цели реализуется путем решения совокупности частных задач, таких, как:
 изучение проблемы наркотизма как социального и правового явления;
 историкоправовой анализ исследуемой проблемы;
 изучение законодательства зарубежных стран об ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ, а также практики его применения;
 анализ норм российского уголовного законодательства, устанавливающих уголовную ответственность за незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку, пересылку либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ;
 выявление особенностей квалификации преступлений изучаемого вида, их отграничение от других сходных составов;
 подготовка предложений по совершенствованию законодательства, регламентирующего ответственность за незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку, пересылку либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ, и конкретных рекомендаций с целью устранения в квалификации ошибок таких преступлений.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, связанных с противодействием незаконному обороту наркотиков.
Предметом исследования являются правовые аспекты, связанные с незаконным оборотом наркотиков, а именно: незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ.
Методологической основой исследования является система философских знаний, определяющая основные требования к научным теориям, к сущности, структуре и сфере применения различных методов познания.  В процессе работы использовались логикоюридическое и сравнительноисторическое исследование законодательных и других нормативных актов.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что в представленной работе осуществлено исследование проблемы уголовноправовой ответственности за незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку, пересылку либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ по УК РФ 1996 г., а содержащиеся в данной работе положения могут иметь значение для развития соответствующих разделов уголовного права и криминологии.
Предложения… Правообладателем данной работы является Группа Компаний Vip Образование. Копирование, тиражирование, использование текста без согласия Компании запрещено. Приобрести работу Вы можете в офисах учебного центра или дистанционно, перейдя по ссылке Купить готовую работу.



ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ И ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ,  ПСИХОТРОПНЫХ СРЕДСТВ И ПРЕКУРСОРОВ
1.1. Историкоправовой анализ  борьбы  с незаконным оборотом наркотических, психотропных веществ и прекурсоров

Известно, что любое явление может быть правильно понято и оценено только при условии его рассмотрения в процессе эволюционного развития, т.е. следующих друг за другом исторических этапов, определяемых совокупностью различных взаимосвязей и закономерностей изменяющейся во времени действительности. На наш взгляд, такой подход позволит дать объективную оценку различным подходам Российского государства в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, проследить развитие системы правовых запретов в конкретных исторических условиях.
По мнению немецкого физиолога Макса Ферворна (18631921 гг.), первобытный человек познакомился с воздействием наркотиков в процессе поисков пищи, когда ему пришлось столкнуться с ядовитыми свойствами растений. Контроль над оборотом наркотиков в Древней Руси осуществлялся   задолго   до   установления   христианства идеологически известным органом родоплеменной княжеской власти — языческими жрецами.
С приходом на Русь христианства урегулирование этой проблемы взяли на себя церковные власти в лице митрополитов. Несколько позднее функции по контролю над оборотом наркотиков переходят от Православной Церкви к воеводам, подчиненным Разбойному и Земскому Приказам.
С приходом на трон Петра Великого, в противовес уголовной политике Ивана Грозного, власти начинают приобщать население к курению табака. Петр I, побывав за рубежом, понял, что табак не менее прибыльный для бюджета страны товар, как и водка. Вместе с этим действия, связанные с веществами, которые мы сегодня называем сильнодействующими, наркотическими, психотропными и ядовитыми, в случае их обращения без предписания властей стали относиться к разряду политических преступлений.
Исследования свидетельствуют, что в России наркотизация как социальная угроза сформировалась в середине XIX в. Причиной тому послужили быстрое развитие международных торговых связей, практически бесконтрольная миграция в Россию граждан сопредельных государств, широко культивировавших производство и потребление наркотиков, активное использование в медицине того времени препаратов, изготовленных на основе опия.
В целях противодействия распространению в обществе наркомании были изданы специальные правовые акты, поставившие под запрет несанкционированные посевы мака и конопли, а также немедицинское употребление наркотиков и их вывоз за границу : Указы «О воспрещении жителям Туркестанского края приготовления и продажи наркотических веществ» (1880 г.), «О списках ядовитых и сильнодействующих веществ» (1879 г.), «О кокаине, отравлении им и воспрещении продажи без рецепта» (1893 г.), Закон «О запрещении посевов опийного мака» (1892 г.).
Однако предпринятые меры были запоздалыми и в целом не отвечали реально сложившейся ситуации. С 1915 г. в Российской империи стал действовать Указ «О мерах по борьбе с опиумом» . Именно этим Указом в российское уголовное право впервые были введены такие понятия, как «хранение, приобретение и перевозка наркотиков», «запрет на предоставление помещений для опиумокурения», нашедшие затем свое развернутое отражение в специальных статьях Уголовного уложения царской России.
Социальные потрясения Первой мировой войны, а затем и революции вызвали существенное увеличение количества наркоманов. Поэтому уже практически в первые месяцы своего существования Правительство Советской России в рамках обеспечения революционного порядка принимает ряд нормативных актов, направленных против наркомании и наркобизнеса. В частности, Постановлением Совета Народных Комиссаров (СНК) от 28 февраля 1918 г. «О борьбе со спекуляцией»  предусматривалось, что виновный в спекуляции любыми наркосодержащими веществами подвергался конфискации всего имущества и предавался суду Революционного трибунала. При этом в соответствии с действовавшими тогда политическими установками наркоторговцев нередко расстреливали на месте. Оправдывая такую позицию, в мае того же года Народный комиссариат юстиции (НКЮ) опубликовал постановление, руководствуясь которым революционные трибуналы в выборе мер борьбы с контрреволюцией и саботажем (под эти понятия подпадала и наркоторговля) не связывались никакими ограничениями. Иными словами, практика борьбы с незаконным оборотом наркотиков приобретала все более жесткий характер как во внесудебных (ВЧК), так и в судебных (революционные трибуналы) инстанциях советской власти.
Следующим наиболее важным нормативным документом, на наш взгляд, являлось Предписание СНК от 31 июля 1918 г. № 72067212 «О борьбе со спекуляцией кокаином» . Спекуляция наркотиками (в данном случае  кокаином) признавалась СНК «самой отвратительной из всех видов спекуляции» . В развитие данной линии нормотворчества 21 октября 1919 г. был принят Декрет СНК «О борьбе со спекуляцией, хищениями в государственных складах, подлогами и другими злоупотреблениями по должности в хозяйственных и распределительных органах. Особенностью указанного Декрета являлось то, что этот документ касался только «крупных спекулянтов товарами». Все дела по ним изымались из общей подсудности и передавались в особые революционные трибуналы, существовавшие при ВЧК. В Декрете вновь подчеркивалось: «...Особый Революционный Трибунал в своих суждениях руководствуется исключительно интересами революции и не связан какимилибо формами судопроизводства. Решения Особого Революционного Трибунала окончательны и обжалованию в кассационном порядке не подлежат» . Здесь следует заметить, что в этот период весьма широко стала использоваться практика издания уголовных норм незаконодательными органами. Так, только с ноября 1917 по сентябрь 1918 г. из 72 постановлений и приказов различных наркоматов Советской России каждый четвертый имел уголовноправовую санкцию. Такое положение дел в революционном законодательстве побудило большевиков к разработке Уголовного кодекса РСФСР, который был введен в действие 1 июля 1922 г.
Особенностью первого УК советской власти стало то, что в нем отсутствовали конкретные составы преступлений, устанавливающие ответственность за незаконные действия с наркотиками. Этот пробел некоторое время восполнялся применением уголовноправовых норм по аналогии с так называемыми общими статьями. Например, по ст. 215 УК РСФСР 1922 г. преследовалось приготовление ядовитых и сильнодействующих веществ лицами, не имеющими на то права. Подобные действия карались штрафом до 300 руб. золотом или принудительными работами. Несколько позднее вышло Постановление СНК от 6 ноября 1924 г. «О мерах регулирования торговли наркотическими веществами». Постановлением запрещалось свободное (в пределах РСФСР) обращение всех сильнодействующих средств, разрушающих народное здоровье . Наркотики, доставляемые изза границы и с внутреннего рынка, должны были поступать исключительно в Народный комиссариат здравоохранения и распределяться им при строгом учете и контроле. Нарушение установленных предписаний, как и прежде, наказывалось по правилам аналогии общими нормами УК РСФСР 1922 г. Уголовная ответственность в этих случаях предусматривалась за нарушение положений, регулирующих проведение в жизнь государственных монополий (ст. 136 УК РСФСР 1922 г.), и за нарушение правил торговли (ст. 141 УК РСФСР 1922 г.). Названные деяния карались лишением свободы или принудительными работами на срок не менее шести месяцев или штрафом до 500 руб. золотом.
В целом, как видно из проведенного историкоправового анализа, рассматриваемые нормативные акты не отвечали реалиям сложившейся в стране наркоситуации. Тем более что проводимая в этот период новая экономическая политика способствовала не только подъему народного хозяйства, но и породила активность криминального мира, вызвавшую существенный рост преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Поэтому 15 декабря 1924 г. было принято Постановление ВЦИК и СНК РСФСР о дополнении УК РСФСР 1922 г. ст. 140д, которая предусматривала уголовную ответственность за «изготовление и хранение с целью сбыта и самый сбыт кокаина, опия, морфия, эфира и других одурманивающих веществ», а также за «то же преступление, совершаемое в виде промысла, а равно содержание притонов, в коих производится сбыт или потребление кокаина, опия, морфия и других одурманивающих веществ». Представляется, несомненным достоинством ст. 140д явилось то, что эта норма наказывала не потребителя, а производителя и торговца наркотическими средствами (веществами).
В 1925 г. Народный комиссариат юстиции разрабатывает новый УК РСФСР, который после внесения ряда изменений был утвержден постановлением ВЦИК и введен в действие 1 января 1927 г.   Однако и во втором Уголовном кодексе Советской России касательно незаконного оборота наркотиков ошибочно была предусмотрена только одна норма, которая из ст. 140д УК 1922 г. с незначительными редакционными изменениями преобразовалась в ст. 104. При этом данная статья была помещена во вторую главу Особенной части под названием «Иные преступления против порядка управления».
Недостаточность правовых возможностей в борьбе с прогрессирующей наркотизацией населения приводит к введению в действие 1 декабря 1934 г. дополнительной нормы  ст. 179а гл. 8 «Нарушение правил, охраняющих народное здоровье, общественную безопасность и порядок» УК, которая устанавливала ответственность за выращивание без соответствующего разрешения опийного мака и индийской конопли. При этом данные незаконные действия наказывались лишением свободы на срок до двух лет или исправительными работами до одного года с обязательной конфискацией посевов.
В 30  40х годах XX в. СССР присоединился к ряду международных соглашений, направленных на борьбу с незаконным обращением наркотиков и их производных препаратов, в частности к Женевской конвенции об ограничении производства и регламентации распределения наркотических средств (1931 г.), Конвенции по борьбе с незаконным оборотом вредных лекарственных веществ (1936 г.), Протоколу о внесении изменений в соглашения, конвенции и протоколы о наркотических средствах (1946 г.), Парижскому протоколу о международном контроле за лекарственными веществами, не подпадающими под действие Конвенции от 13 июля 1931 г. (1948 г.).
Принятие Основ уголовного законодательства СССР 1958 г. и третьего УК РСФСР 1960 г. без преувеличения можно считать новым этапом в борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Теперь УК РСФСР содержал ряд специальных статей, предполагавших значительное усиление как правового контроля, так и уголовной ответственности за незаконные операции в рассматриваемой сфере.
В частности, ст. 224 «Изготовление или сбыт наркотических и других сильнодействующих и ядовитых веществ» устанавливала наказание за изготовление, сбыт, а равно хранение или приобретение с целью сбыта наркотических веществ без специального на то разрешения. Статья 225  за «посев опийного мака или индийской конопли без разрешения». Статья 226  за «содержание притонов и сводничество». Через пять лет Указом Президиума Верховного Совета «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР» ст. 225 была расширена и получила новое название  «Посев опийного мака, индийской, южной маньчжурской или южной чуйской конопли».
В рамках дальнейшего укрепления международного сотрудничества наша страна в 1963 г. присоединилась к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г., а несколько позже и к Конвенции о психотропных веществах 1971 г., которые содержали ряд основополагающих принципов и жестких требований к законодательству странучастниц. Это обстоятельство также стало своеобразным катализатором качественных изменений внутренних уголовноправовых норм антинаркотической направленности и в дальнейшем учитывалось законодателем при разработке новых положений. В частности, Указом Президиума Верховного Совета РСФСР «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» от 15 июля 1974 г. незаконное изготовление, приобретение, хранение или сбыт сильнодействующих и ядовитых веществ были из ст. 224 исключены и помещены во вновь введенную ст. 226.2, устанавливавшую ответственность за перечисленные деяния, а также перевозку или пересылку названных веществ. Статьей 224 УК РСФСР теперь предусматривалась ответственность только за незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку, пересылку или сбыт именно наркотических веществ. При этом санкции за содеянное были существенно увеличены.
Тем же указом Уголовный кодекс РСФСР был дополнен новыми правовыми нормами: ст. 224.1 (хищение наркотических веществ); ст. 224.2 (склонение к потреблению наркотических веществ); ст. 226.1 (организация или содержание притонов для потребления наркотических веществ или предоставление помещений для тех же целей).
Кроме того, была существенно дополнена ст. 225 Уголовного кодекса, первая часть которой теперь устанавливала ответственность за «посев или выращивание опийного мака, индийской, южной маньчжурской или южной чуйской конопли либо других запрещенных к возделыванию культур, содержащих наркотические вещества», а вторая  «за те же действия, совершенные повторно или лицом, ранее совершившим одно из преступлений, предусмотренных частями первой и второй статьи 224, статьями 224.1, 224.2 и 226.1 настоящего Кодекса».
В целях усиления… Правообладателем данной работы является Группа Компаний Vip Образование. Копирование, тиражирование, использование текста без согласия Компании запрещено. Приобрести работу Вы можете в офисах учебного центра или дистанционно, перейдя по ссылке Купить готовую работу.

1.2. Правовое регулирование оборота наркотических средств

Унификация нормативноправовой терминологии в рассматриваемой сфере является, одним из важных направлений обеспечения единого правового пространства. Ряд понятий, используемых в настоящей работе, носит междисциплинарный характер, некоторые из них не употребляются в законодательстве. Их можно разделить на две группы: общие – относящиеся к категориальному аппарату юридической науки в целом и сущностные – вытекающие из содержания составов преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
Большинство ученых выделяют два признака наркотиков, как предмета преступлений: медицинский и юридический. Автор поддерживает позицию исследователей о том, что тот или иной вид лекарственного средства или вещества может быть отнесен к категории наркотиков в том случае, если этих признаков три: а) медицинский; б) социальный; в) юридический (правовой).
Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 1 «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее – Закон)  регулирует многие аспекты деятельности государства и общества по противодействию наркопреступности, наркотизму и наркомании. Поэтому исследование уголовноправовых и криминологических проблем наркопреступности, наркомании и наркотизма осуществлялось в русле основных положений этого Закона. Согласно тексту Закона понятие «наркотики» должно определяться двумя критериями: содержательным и формальноправовым.
Например, термин «кустарно изготовленные препараты из эфедрина или препаратов, содержащих эфедрин», не определяя конкретного соединения или вещества, указывает лишь на способ изготовления какоголибо соединения из сильнодействующего вещества эфедрин.
Термин «ацетилированный опий» также указывает на способ изготовления  ацетилирование конкретного вещества  опия. Однако в настоящее время широкое распространение получили наркотические средства, кустарно изготовленные из семян мака.
Термин «героин» во многих документах также трактуется неоднозначно, что приводит к экспертным и судебным ошибкам. Недостаточно определенным в данном случае представляется соотношение понятий «героин» и «диацетилморфин». В Перечень наркотических средств включены как героин (диацетилморфин), так и диацетилморфин (героин), что приводит к толкованию понятий «героин» и «диацетилморфин» как синонимов. В связи с этим в судах выносятся Постановления и решения, где ставятся под сомнение выводы заключений экспертов, относящие вещества к одному из этих понятий. Есть, например, случаи постановления оправдательных приговоров за отсутствием умысла сбыта подсудимым наркотического средства диацетилморфин, в то время как умысел состоял в сбыте героина. К неоднозначному толкованию этих понятий приводят и различные трактовки в определении наркотического средства героин в заключениях экспертов. Так, в отдельных заключениях героин определяется как диацетилморфин, тогда как в других героином считается вещество, основным компонентом которого является диацетилморфин, а в качестве примесей присутствуют тоже обладающие наркотическим действием ацетилкодеин, моноацетилморфин и другие компоненты, либо имеющиеся в составе опия, либо полученные в процессе синтеза.
Более сложна оценка понятий наркотических средств, если вещества, признаваемые наркотическими средствами и содержащие один и тот же активный компонент, внесены в разные списки Перечня. Например, абсолютно неопределенным представляется термин «кустарно изготовленные препараты из фенилпропаноламина». Учтем при этом, что согласно Постановлению Пленума Верховного Суда от 15 июня 2006 г. № 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами»  размеры наркотических средств определяются следующим образом:
 если наркотическое средство или психотропное вещество, включенное в Список I (или кокаин, кокаина гидрохлорид), входит в состав смеси (препарата), содержащей одно наркотическое средство или психотропное вещество, его размер определяется весом всей смеси;
 в тех случаях, когда наркотическое средство или психотропное вещество, включенное в Список II (за исключением кокаина и кокаина гидрохлорида) и Список III, находится в смеси с какимлибо нейтральным веществом (наполнителем), определение размера наркотического средства или психотропного вещества производится без учета количества нейтрального вещества (наполнителя), содержащегося в смеси.
Таким образом, если наркотическое средство определено как смесь, содержащая амфетамин, количество наркотического средства определяется количественным содержанием в смеси амфетамина; если же эксперт определил наркотическое средство как кустарно изготовленный препарат из фенилпропаноламина, количество наркотического средства исчисляется как масса всей смеси. В данном случае отсутствие определения кустарно изготовленных препаратов из фенилпропаноламина может привести к довольно широкому толкованию термина, а впоследствии к следственным и судебным ошибкам.
Таким образом, в целях единообразного толкования терминов наркотических средств представляется целесообразным исключить из Списка I Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации термины наркотических средств, указывающие на способ изготовления, заменив их терминами, характеризующими состав вещества, а также включить в соответствующие нормативные документы наряду с терминами определения наркотических, психотропных веществ и прекурсоров.
Содержательный критерий служит ориентиром для включения того или иного элемента в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Это препараты (жидкости, порошкообразные, наркотикосодержащие растения и т.п.), способные при попадании в организм вызывать изменения психического состояния потребителя, а при систематическом применении оказывать иное пагубное воздействие на организм человека и его будущее потомство. Формальноправовой критерий является юридическим основанием для правоохранительных и иных государственных органов, реализующих предписания закона в рассматриваемой сфере. Следовательно, конкретные виды наркотиков должны быть указаны в международноправовых или внутригосударственных документах нормативного характера.
Наркотики – это наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги или прекурсоры, изъятые из свободного оборота на территории Российской Федерации либо существенно ограниченные в нем, совершение действий с которыми в нарушение установленного порядка законного оборота признается противоправным и предусматривает соответствующий вид ответственности.
Под незаконным оборотом наркотиков (далее – НОН) в Законе понимается процесс их движения во времени и пространстве, осуществляемый в нарушение действующего законодательства. В уголовном праве НОН – это конкретные виды преступных деяний, ответственность за которые предусмотрена УК РФ, совершенные лицами, обладающими признаками субъекта преступления. Эти два определения принципиально отличаются друг от друга прежде всего по субъекту преступления; имеют важное практическое значение, что соответственно ведет к иным правовым последствиям. Если НОН понимается в широком значении, то субъектом деяния может быть и юридическое, и физическое лицо.
Если речь идет о НОН в уголовноправовом смысле, то субъектом деяния могут быть только физические лица, достигшие возраста привлечения к уголовной ответственности (как правило, 16 лет).
Законом № 87ФЗ в понятийный аппарат Закона о наркотических средствах включены дефиниции таких понятий, как «растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры», «культивирование наркосодержащих растений» и «незаконное культивирование наркосодержащих растений».
Кроме того, Законом № 87ФЗ разрешено культивирование наркосодержащих растений с целью использования их в учебных, научных целях и экспертной деятельности.
Административная ответственность за рассматриваемые правонарушения предусмотрена и в зарубежных странах . В частности, согласно ст. 130 Кодекса Украины об административных правонарушениях (в редакции от 21 января 2010 г.), данное нарушение влечет наказание в виде лишения лица права управления транспортным средством на срок от двух до трех лет либо его административного ареста на срок от десяти до пятнадцати суток.
Лишение специального права как мера административного взыскания за рассматриваемое правонарушение предусмотрена ст. 6.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Анализ законодательства Российской Федерации в рассматриваемой сфере указывает на отсутствие эффективных мер противодействия в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, занимающихся распространением наркотических средств и психотропных веществ на территории России. В связи с этим введение административного наказания (в виде административного выдворения за пределы России) позволит повысить эффективность мер в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, что, возможно, повлечет за собой снижение криминогенной напряженности в ряде субъектов РФ.
Рассмотрение принятых нормативных правовых актов, а также подготовленных законопроектов в целях оптимизации правового регулирования в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров позволяет сделать вывод об их обоснованности. Вместе с тем изучение общественных отношений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, позволяет говорить о наличии множества неурегулированных вопросов: введение Перечня аналогов наркотических средств и психотропных веществ, подлежащих контролю в Российской Федерации; направление на медицинское освидетельствование лиц, находящихся в состоянии наркотического опьянения либо употребивших наркотические средства и не являющихся участниками дорожного движения; контроль производства прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ и др. Кроме того, в совершенствовании нуждается институт административной ответственности за правонарушения в рассматриваемой сфере.
При разработке нормативных правовых актов в рассматриваемой области необходимо учитывать положительный опыт правового регулирования указанных средств и веществ в зарубежных странах и применять его с учетом криминологической, юридической, этической и психологической ситуации в Российской Федерации. При таких условиях, на наш взгляд, реализация разрабатываемых нормативных правовых актов способна повысить эффективность государственного контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Представляется, что наркоманию следует рассматривать в трех аспектах: медицинском – это болезненное пристрастие человека к потреблению наркотиков, вызывающее привыкание организма на физическом и психическом уровнях и обусловливающее состояние периодической или хронической интоксикации, вредной для организма потребителя наркотиков; социальном – это физическая, интеллектуальная, моральная и социальная деградация лиц, незаконно потребляющих наркотики, связанная с нанесением обществу большого материального ущерба, обусловленного лечением и ресоциализацией потребителей; с разлагающим влиянием их на окружающих в силу стремления расширить свою девиантную среду; с органической связью с преступностью; правовом – это негативное социальное явление, включающее совокупность запрещенных нормами международного права и Российской Федерации деяний, предметом которых являются наркотики, совершенных без цели их сбыта лицами, их потребляющими в немедицинских целях.
Потребителями наркотиков следует считать лиц… Правообладателем данной работы является Группа Компаний Vip Образование. Копирование, тиражирование, использование текста без согласия Компании запрещено. Приобрести работу Вы можете в офисах учебного центра или дистанционно, перейдя по ссылке Купить готовую работу.


 
ГЛАВА 2.  УГОЛОВНОПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ  НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ,                                   ПСИХОТРОПНЫХ СРЕДСТВ И ПРЕКУРСОРОВ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНИВШЕГОСЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Объективные признаки незаконной перевозки, пересылки, либо сбыта наркотических веществ и психотропных веществ

Несмотря на то, что порядок легального оборота наркотических, психотропных веществ и прекурсоров закреплён Федеральным Законом от 08.01.98 г. № 3ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», данный законодательный акт, однако, крайне редко применяется на практике при рассмотрении конкретных уголовных дел, хотя действует с февраля 1998 г. До принятия названного Закона у судебных и следственных органов сложился стереотип того, что любая операция с наркотическим средством (психотропным веществом) частным лицом является уголовно наказуемой. Вместе с тем, для определения факта противозаконности таких операций служит упомянутый Закон, применение которого по каждому уголовному делу как специального нормативного акта представляется обязательным.
Понятие «наркотики» используется как обобщающий термин для обозначения наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ и их прекурсоров, которые определяются в соответствие со ст.1 Федерального закона Российской Федерации от 8 января 1998 г. № 3ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».
«Контрабанда наркотиков в международноправовом понимании представляет собой перемещение наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ и их прекурсоров из одного государства в другое государство в нарушение установленных международноправовыми актами и национальным законодательством положений, норм и правил осуществления экспорта, импорта или транзита» .
Если говорить о непосредственном объекте контрабанды, то его можно рассматривать с двух позиций. Вопервых, это общественные отношения (а также соответствующие интересы, блага и ценности), обеспечивающие осуществление нормальной (легальной, правомерной) внешнеэкономической деятельности. Это то, что объединяет контрабанду с другими преступлениями в сфере внешнеэкономической деятельности. Вовторых, при более детализированном рассмотрении непосредственного объекта с акцентом не на сходство, а различие в качестве такового выступают общественные отношения, обеспечивающие интересы российских и зарубежных товаропроизводителей, а также бюджетные интересы России в части формирования бюджета посредством таможенных платежей.
Не отрицая того, что эти преступления нарушают указанный порядок, представляется не вполне обоснованной такую трактовку непосредственного объекта контрабанды. Она носит чрезмерно формальный, нормативистский характер, напоминает ту (ныне едва ли не единодушно отвергнутую), в соответствии с которой к объектам любых преступлений относились уголовно  правовые нормы, предусматривающие ответственность за них. Но от преступления страдает, терпит ущерб не норма, не установленные ею правила, в том числе порядок как их совокупность, а реальные общественные отношения, интересы, блага и ценности, охраняемые уголовным законом. К тому же следует иметь в виду, что порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу устанавливается и регулируется не только законами, но и подзаконными актами.
Также не совсем правильно сводить, как это иногда делается, основной непосредственный объект контрабанды к финансовым интересам государства, заключающимся в сборе платежей при перемещении товаров через государственную границу. Финансовые интересы государства (так же как и других субъектов) в данном случае  это лишь часть того, на что посягает контрабанда, чему она причиняет вред.
Вред состоит также в нарушении экономических интересов как российских, так и зарубежных товаропроизводителей в результате неупорядоченного, бесконтрольного поступления на внутренние рынки не обложенных таможенными платежами (пошлинами, сборами) товаров, которые вследствие этого делаются более дешевыми, что создает условия для недобросовестной конкуренции. По своеобразной криминогенной цепочке вред может причиняться также потребителям, так как контрабандные товары часто не соответствуют требованиям качества и безопасности.
В современной судебной практике придается большое значение вопросам квалификации преступных деяний, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ. Следственные и судебные органы в основном правильно квалифицируют данные преступные деяния, но, следует отметить, что процесс квалификации преступлений характеризуется не только объективными, но и субъективными факторами. Уголовный закон, как с точки зрения его соблюдения, так и с точки зрения применения ,рассчитан на определенный круг людей. От того, как будут учтены в нем уровень правовых знаний этих людей, их умение и потенциальные возможности оценивать типичные правовые ситуации, принимать правильные решения и совершать законные действия, в конечном счете, зависят эффективность и законность борьбы с преступностью.
Анализ материалов уголовных дел свидетельствует о том, что лица, у которых изымаются наркотические средства или психотропные вещества, часто сообщают сотрудникам правоохранительных органов, что приобрели их у незнакомых им лиц. Однако задержанные не всегда сообщают следователям о времени и способе приобретения наркотиков, иногда вообще отказываются от дачи показаний. В подобных эпизодах судебная практика идет разными путями. В одном случае суд в описательной части приговора указывает, что виновный неустановленным способом, в неустановленное время и место незаконно приобрел наркотическое средство, которое незаконно хранил до момента задержания и квалифицирует его деяние как незаконное приобретение и хранение наркотиков. В другом случае суд квалифицирует действия виновного только как незаконное хранение наркотического средства.
Действия виновных, отказавшихся давать показания об источнике, времени и месте приобретения наркотических средств, необходимо квалифицировать не только как незаконное хранение, но и как незаконное приобретение наркотических средств, если у виновного отсутствовали законные возможности приобретения наркотиков. При этом в описательной части постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого и приговоре следует указывать, что виновный приобрел наркотическое средство неустановленным способом.
Наиболее сложно в правоприменительной практике стоит вопрос о квалификации преступных деяний, связанных с незаконной перевозкой наркотических средств (психотропных веществ) или их аналогов. Из опубликованной судебной практики видно, что хранение лицом во время поездки на общественном транспорте или личном автомобиле наркотических средств в крупном размере, приобретенных для личного потребления, не может квалифицироваться как незаконная перевозка, если количество наркотиков является небольшим. Подобные решения содержатся в постановлениях президиумов судов субъектов РФ и в определениях Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ. При этом четкие критерии определения небольшого количества наркотиков ни теорией уголовного права, ни правоприменительной практикой не выработаны. В этой связи, квалификация преступных деяний в виде незаконной перевозки наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, в суде часто признается ошибочной и исключается из обвинения подсудимого.
Ошибки квалификации исследуемых преступлений часто допускаются в следственной практике и при правовой оценке деяний, связанных с незаконным хранением наркотических средств в виде измельченных, высушенных частей конопли (марихуаны) или коробочек опийного мака. Методика расследования преступлений о незаконном обороте наркотиков обязывает следователей выяснять, изготавливалось ли изъятое у субъекта преступления наркотическое средство или же оно было получено естественным путем, без его переработки. Как правило, субъекты данных преступлений собирают верхушечные части дикорастущей конопли или мака, которые в последствии в целях получения готовых к употреблению наркотических средств высушивают и измельчают путем механического воздействия ладонями рук или при помощи приборов хозяйственного назначения (миксера, мясорубки).       
Подобные действия субъектов преступлений на предварительном следствии часто квалифицируются не только как незаконное хранение, но и незаконное изготовление наркотических средств.
Указанная квалификация преступлений при рассмотрении данных уголовных дел в суде в большинстве случаев меняется. Суды вполне обоснованно оправдывают подсудимых по фактам изготовления ими наркотических средств и в описательной части соответствующих приговоров указывают на то, что для вменения обвиняемым в вину незаконного изготовления наркотических средств необходимо установить (доказать) их стремление получить своими действиями вещество, содержащее повышенную концентрацию наркотического средства. Согласно списку наркотических, психотропных веществ и прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации запрещен, утвержденному Постановлением Правительства РФ «Об утверждении крупного и особо крупного размеров наркотических, психотропных веществ и прекурсоров для целей статей 228, 2281 и 229 УК РФ» , марихуана высушенная и невысушенная, а также маковая соломка измельченная и неизмельченная относятся к одной и той же категории наркотических средств.
До выхода Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2006 №14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» все действия виновных, связанные со сбытом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, квалифицировались как оконченные с момента передачи виновными таких средств, веществ или их аналогов. Участие оперативного сотрудника или иного лица в качестве покупателя при осуществлении оперативного эксперимента на квалификацию преступления не влияло.
За многие годы сложилось так называемое обыкновение правоприменительной практики – определять размер наркотического средства или психотропного вещества и, соответственно, квалифицировать деяние, строго придерживаясь табличных значений  небольших, крупных и особо крупных размеров, утвержденных Правительством РФ по представлению Постоянного комитета по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения. Поэтому в силу сложившейся ситуации рекомендациям ПККН придан нормативный императивно  обязывающий характер. А раз так, то разрабатываемые ПККН документы должны вступать в силу в том порядке, который установлен для нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Микроскопические, следовые остатки наркотических или психотропных веществ, не имеющие определенного веса и объема, не могут являться предметом преступления. Здесь состав преступления отсутствует. При этом следует руководствоваться ч. 2 ст. 14 УК РФ, согласно которой не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какоголибо деяния, предусмотренного УК РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности. Вопрос о признании того или иного деяния малозначительным должен решаться с учетом всех обстоятельств правонарушения. Данный вопрос находится в компетенции органов предварительного следствия. Такое деяние может образовывать состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.8 КоАП РФ . К лицу, его совершившему, могут быть применены меры административного воздействия.    
Федеральным законом от 07.12.2011 № 420ФЗ норма о контрабанде указанных в комментируемой статье средств, веществ и растений перенесена из разд. VIII в разд. IX УК.
Преступление посягает на два объекта: первый  общественные отношения, характеризующие безопасность здоровья населения, второй  установленный порядок перемещения через таможенную или государственную границу указанных средств и веществ. Характеристика предмета преступления в целом совпадает с его характеристикой в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 228, 228.2 и 231 УК. Действие ст. 229.1 распространяется на оборот прекурсоров, включенных в таблицы I и II списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утверждаемого Правительством РФ.
Объективная сторона выражается в незаконном перемещении через таможенную границу Таможенного союза либо Государственную границу Российской Федерации с государствами  членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ.
Механизм преступной деятельности включает три взаимосвязанные стадий: а) подготовительную; б) реализации преступной деятельности в соответствии с выбранными способами; в) сокрытия контрабандной деятельности. На первой стадии осуществляется сбор, анализ  и оценка информации о соответствующей сфере социальной и экономической жизни общества с целью возможного приложения криминальных устремлений; изучается рынок наркотиков; определяются их виды, способы и направления перемещения, состав организованного преступного формирования; определяются их функциональные роли; разрабатывается технология преступной деятельности; принимаются… Правообладателем данной работы является Группа Компаний Vip Образование. Копирование, тиражирование, использование текста без согласия Компании запрещено. Приобрести работу Вы можете в офисах учебного центра или дистанционно, перейдя по ссылке Купить готовую работу.







 

Copyright © 2007-2013 VIP EDUCATION. Все права защищены.


Дипломные работы на заказ | Дипломы на заказ | Дипломные проекты на заказ | Отчеты по практике на заказ | Отзывы клиентов
Союз образовательных сайтов

Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов
Rambler's Top100